На машине в англию: проезжаем евротоннель. Великобритания-англия - поездка на машине, интересные маршруты и тонкости путешествий Маршрут по великобритании на машине

Итак на этот год я рассматривал 3 варианта места где я буду путешествовать на машине: Британия, Штаты и что-нибудь в Латинской Америке. Штаты после некоторых колебаний отпали - после событий 11 сентября. В Латинской Америке я не нашел у ведущих фирм сведений об аренде машин. Значит - Британия.

В "диком" путешествии, в отличие от организованного, участвуешь как минимум 2 месяца: месяц до него самого (подготовка маршрута, изучение весомости для себя достопримечательностей, которые планируешь посетить, поиски в Интернете карт городов и описаний мест) и месяц после (оформление, упорядочение фотографий и, как я в данном случае, - составление описания для Интернета). Больший или меньший от этого кайф - это каждому свое...

Изучив статистику о погодных условиях (дождевых, в первую очередь), и чтоб не разгар тур сезона - конец мая - меньше шансов застать сплошной дождь. Изучив возможные маршруты (по путеводителю Полиглота "Англия", общей информации по Британии на сайтах " " и другим) по Англии, Уэльсу и Шотландии, я понял, что мне нужно минимум 2 недели с утра 23.05. до вечера 5.06.2002 .

Не очень приятный опыт поиска приемлимой по цене гостиницы сразу из аэропорта с тяжелой сумкой на плече подсказал мне: сначала путешествие на машине (ночевка в машине), затем поиск на ней гостинницы, а потом жизнь в столице. Поэтому теперь я заказал еще из Израиля машину кл. "А" в аэропорту на 7 дней (20 фунтов в день), чтобы сдать ее через 7-8-9 дней в Лондоне по указанному адресу.

Машина и дороги

В Гатвике мне предложили вместо заказанной (см. www.ofran.com) - машину Пежо 106 1,1 3-х дверную с полупрозрачным люком и особо подписать два неясных мне условия:
1.Scuff OSF Wheel Trim - это диски или протектор в порядке (?)
2.Damage Waiver Accepted - Допустимый Аварийный Отказ (?)
Third Party Insurance Accepted - Страхование Третьей Стороны Принято (кем?).

Еще я попросил оплатить проезд (согласно опции) по скоростным дорогам 7,8 ф, а зря: в Англии и Шотландии турникетов вообще нет, а при въезде в Уэльс со стороны Бристоля мне все равно пришлось заплатить 4,4 ф, как сейчас понимаю - за мост через пролив. Но тогда в расстроенных чуствах (после долгих препирательств с их начальником - была надпись, что ты възжаешь в Уэльс!) я этого длинного моста не ощутил! В дальнейшем мне пришлось еще однажды платить за красивый арочный мост на остров Skye - по 5.7 ф туда и обратно.

Забегая вперед: когда я сдавал машину, то за один исцарапанный диск-накладку колеса мне пришлось уплатить по их расценкам еще 30 ф (!) за замену всех 4-х дисков (эту таблицу ущербов мне показали). Отсюда напрашивается совет : снять сразу хотя бы 2 левых диска и одеть их перед возвратом машины.
С левым движением я с трудом, но освоился. Но две вещи меня мучили до конца пути: Это отсутствие ощущения левого края дороги. При том, что дороги и полосы движения в Британии невероятно узкие, то с отсутсвием присутствия оного ощущения я часто выезжал на мощеную часто острым камнем бровку. В итоге пришлось выкинуть одну шину (новую купил за 23 ф), и один раз править кувалдой(!) и балансировать диск все того же переднего левого колеса (2 ф). А на каком-то участке скоростной дороги в три полосы машины плотно двигались только по крайним полосам, я заехал сгоряча в среднюю полосу, но почуствовал себя там крайне неуютно даже на своей маленькой машинке - настолько узкие были полосы - и покинул ее.

Второе - это коробка передач: расположенная слева, но действующая в той же последовательности. В экстремальных ситуациях, когда действуешь автоматически - хочется заднюю скорость включить "под себя", а пятую от себя на полный вынос руки... Сказывается 30-летняя наработка? Может молодым переорентация дается много легче..?.

В этот раз мне не приложили с документами карту дорог Британии - я сам ее попросил и она была дополнительным помощником при ориентировании. На ней нанесены сервисные станции скоростных дорог, множество туробъектов и уточнены номера дорог. Одной такой станцией я воспользовался - перед въездом в Лондон, на окружной дороге М25 за 20 миль от центра - громадный сервисный центр. Несколько круглосуточных кафе,супермаркет, койка на ночь, душ при туалете, платная стоянка 5ф за 24 часа. Двумя последними я и воспользовался...

С британских дорог, в отличие от тех стран, где я уже побывал (Италия, Испания и Португалия, ), практически невозможно выехать в лесную рощу, на луг,- никуда съехать с дороги нельзя физически! И даже остановиться. Вероятно от овец, которых видишь на всех пространствах страны, все дороги защищены или древним каменнымнизким забором или небольшой насыпью с живым забором, вредких просветах которой видна проволочная изгородь. Вплотную к забору - сплошная краевая линия дороги. Для остановок на всех дорогах есть карманы, о которых заблаговременно оповещается дорожным знаком. И на которых обязательно естьнадпись "ночевка запрещена". На сервисных станциях ночная стоянка или запрещена или должна быть оплачена.

Вместо перекрестков дорог и улиц очень распространено "круговое движение". Круги диамером от 0,7м, нарисованном прямо на асфальте, до нескольких десятков метров, заросших деревьями так, что иногда не понятно куда ты выехал (знак "круговое движение" отсутствует - благо, что "помеха справа" имеет всеобъемлющее право).

В арендованной мною машине здесь я впервые обнаружил неоткидывающуюся до конца спинку сиденья, пришлось демонтировать спинки задние (у меня с собой раздвижной ключик и отвертка), да это оказалось и к лучшему: теперь я спал на ровной горизонтальной поверхности. В спальнике израильской армии(сын презентовал) и в сшитой мною простыне-вкладыше. С приоткрытым на 1см люке. Кипятильник 12v 200w (для кофе, чая в термос, супов и пюре) я подключал прямо к аккамулятору (по грубому расчету я могу им пользоваться около часа, не боясь посадить аккамулятор).

Надо сказать, что пробок и аварий я ни разу не видел, даже в те 20 миль, что я наездил по Лондону. При том, что за рулем, наверное, большинство - женщины, не помню ситуации, о которой говорят: "скорость каравана определяется первым верблюдом". А когда я в первый день, съехав со скоростной дороги, заехал вправо на первом же круге движения, все водители остановились на его въезде и терпеливо ждали, когда я управлюсь с непослушной коробкой передач и развернусь в ихнее "правильное" направление (вот она экстремальная ситуация).

Цена литра бензина по всей стране 0.76-0.78 ф (1ф=1.45$), а солярка даже чуть дороже(!??). За 8 полных дней я проехал 3540 км. Расход бензина 5,2 л на 100 км.

Музыка на радио
Из-за того, что я много времени был за рулем, то музыкальное "сопровождение" играло (тавтология?) большое значение. При моей большой любви к качественной музыке я ею в пути наслаждался!!! Современный, но простой приемник и хорошие динамики, а главное качественное вещание тому способствовали. По Англии, Уэльсу и части Шотландии я слушал классику по двум круглосуточно вещающим каналам классической музыки. Качество (вероятно, исходной записи!), в отличие от ежедневно вещающегоподобного канала в Израиле, очень высокое (музыкальный дизайн?), а репертуар более популярный - оперы, симфонии, балеты. (В отличие от в основном опусного - в Израиле. А комуинтересны музыкальные опусы - наверно только музыкантам, как критика, в прошлом, только самим критикам).Когдая выезжал из радиуса вещания одной станции, то нажатием кнопки RDS приемник, не прерывая прием находил, тот же канал, но ближайшей станции и фиксировал ее на той же кнопке.

После ухода на север от широты Глазго - Единбург эти оба канала исчезли, но зато появился прекрасный музыкальный канал "BBC-Scotland": блюзы, рок, классика джаза... Аналогичный израильскому каналу "88FM".

Несколько слов о цифровом фотоаппарате (Olympus C4040), который в путешествии у меня впервые. При небольших габаритах и F1.8 до F2.6 при 3х кратном Zoomе, докупив память на 64М, я делал снимки без ограничения: без вспышки на ночных улицах, в метро, театре на Ковент Гарден, музеях, соборах, а также панорамы Лондона(~180`) с нового пешеходного моста, идущего от театра Глобус к собору св. Павла, у Биг Бена (~270`) и круговую панораму (360`) панорамной картины древнего Рима в Галерее Виктории и Альберта (V&A). Видя сразу будущий результат съемки, корректируешь экспозицию, неудачные - стираешь. В итоге я получил около 450 снимков в основном в формате экрана моего компьютера 1024х768 пкс.

Для зарядки аккамуляторов NiMH-1,8а/ч я сделал зарядное устройство, подключаемое кприкуривателю автомобиля, а в гостинице Лондона использовал стандартное от сети. Гибкая треножка, установленная, например, на крышу автомобиля, позволяла разбавлять пейзажи своей физиономией...

В музеях, галереях Лондона, где вход свободен (Британский музей, Галерея V&A, музей Натур. Истории, национальный Морской музей) нет запрета на съемку. А вот в великолепной Шотландской национальной галерее в Эдинбурге снимать запрещено, там в каждой комнате - по солидному служителю. Поэтому я только записывал названия и авторов понравившихся работ с надеждой отыскать их потом в Интернете.

Погода мне сопуствовала, вопреки мрачным ожиданиям.

Ну а теперь о самом путешествии.

Сняв деньги в автомате аэропорта Cache Point(высокие комиссионные,также как и в Лондоне на улицах - 2ф за операцию! Та же история, что и в аэропорту Афин,но там в самом городе - без комиссионных) и, получив машину в 12:30, я поехал сразу в Дувр . Въезд в Дуврский Замок стоил 7,5ф. С учетом, что за стоянку уже не надо платить и не беспокоиться. что стоянка просрочена (это преимущество я понял в дальнейшем) - это оказалось не очень дорого. Кроме осмотра крепости, некоторых музеев это включало осмотр одной из башен с "палкой"-путеводителем на 5 европейских языках (не понятных мне), просмотр иммитируемого сражения во время блокады 1216 года - на нескольких проемах внутри башни проектировались фильмы-эпизоды этого сражения со звуковыми и световыми эффектами (мне это надо?). Но с вершины холма из крепости открывался прекрасный вид на громадный порт Дувра - с его транспортными развязками, причалами, отходящими и приходящими паромами и белыми скалами, окаймляющими обрыв к морю...

На второй день с утра шел мелкий дождь, из-за чего я пропустил милый старинный (по описанию) городок Rye (Рай), а по еще более старинному Winchelsea XI-XIIв, часть которого оставшейся нетронутым на холме после наводнения 1287 года - 500 жителй - рано утром ходил и снимал в промежутках между дождями. Потом был Hastings - галечный пляж, бурное море. И вот Ч"ичестер , центр его - это обособленный старинный уютный красивый городок, с кафедральным собором 1091года, где в 14:00 я попал на службу: прихожане что-то пели под орган (текст дают при входе). Между пениями с трибуны выступал один цивильно одетый человек, потом второй - прихожане сдержанно похохатывали (напомню, что церковь протестантская), а в конце речьдержал человек, одетый в светлую (цветная вышивка на белом) рясу.

Собственно что описывать само путешествие? Охи Ахи я оставлю при себе.

Лучше я расскажу о самих англичанах , которых наблюдал, фотографировал ик которым пришлось обращаться. Сразу признаюсь: английский я не знаю , т.е. я могу понять большинство надписей и даже что-то спросить, но понять любой усный ответ - это выше моих возможностей (согласитесь, что для этого необходим хороший опыт - а где его было найти на нашем бывшем советском пространстве?!).

Выезжая, по-моему, из города Wells (громадный собор с тремястами статуй - по описанию -, расположенными в нишах собора на разных высотах), я, заблудившись, спросил женщину, только что вышедшую из машины. Она стала мне объяснять путь, но, увидя мой растерянный вид, махнула рукой - езжай за мной. На выезде остановилась, вышла из машины, показала мой поворот налево и поехала обратно. Сама любезность. Я бы сказал больше - щедрость души.

В другом месте я искал в Лондоне путь к центру (милях в 5 от центра указатели "City centre" зациклились вокруг какой-то площади) и спросил у мужчины, сидевшего в открытом кафе. Посмотрев мою карту Лондона, повесил щепотку пальцев вне карты - вот сейчас ты здесь - и махнул рукой - езжай в ту сторону. Я спросил: по каким улицам? - Самым разным, немножко вправо, немножко влево: они все время меняют названия. И, посмотрев на солнце, дал гениальный по простоте совет: чтоб солнце было в среднем у тебя слева. Так я успешно и самостоятельно въехал в пределы своей карты, а там было "дело техники" добраться до района Bayswater, где запланировал искать гостиницу. Кстати, по предыдущему опыту знал, что почти во всех гостиницах можно торговаться. Так и здесь в небольшой гостинице "Hyde Park" на Inverness Terrasce в 100 метрах от метро Bayswater за одноместный номер мне предложили 26ф в сутки - договорились на 100ф за 5дней. (Я прошу прощения у определенной части читающей публики за сообщения по тексту цен на услуги, не боясь показаться меркантильным, т.к. я всегда взвешивал удовольствие, которое я получу за предлагаемую цену, но знаю, что для другой, оставшейся от первой, части публики, - это также важно). В комнате на третьем этаже с душевой-туалетом, телевизором, холодильником, чайником. И этот принимающий-араб не был даже хозяином ее! А только одним из трех служащих, которых я видел на его месте. На третий день он заговорил со мной на иврите (несколько фраз), высказав мне почему-то свое почтение - оказалось, что он жил в Газе, работал в Петах-Тикве и 30 лет как в Лондоне. На вид ему лет 45.

Наулицах Лондона подавляющее большинство служащих сферы обслуживания - негры (в метро, полицейские, оффисы, водители автобусов, служащие вокзалов), а в сфере бизнеса - арабы (продавцы в магазинах, секьюрити у входов во всевозможные учреждения, принимающие в отелях...). Есть общеизвестный китайский район в Сохо (я думаю, что это касается только ресторанов и их посетителей). Есть "арабская" улица Edgware Road, я шел по ней в полночь пятницы: открыты магазинчики, множество открытых (в смысле столы на улице) кафе, и арабы, арабы... разговаривающие, слушающие музыку, жующие, курящие какие-то трубы, поставленные на пол (м.б. это и есть фимиам?).

Сохо ..., воспетое моей предшественницей . (А почему - Алиса? М.б. потому, что она описывает Лондон как страну чудес? (:>) Но в ее рассказ я влюбился. И им руководствовался - по мере возможности). Несколько по другому предстало ночноеСохо моему взору (правда, описание Алисы касается осени).Множество ресторанов на вторых этажах; кафе, кафе, кафе - в цокольных. Выходящие из кафе-баров молодые люди с бутылками пива. Тусуются. Ставят бутылки тут же у выхода. Что-то падает, разливается. Запах пива. Кто-то бутылки тут же собирает. Туалет-дуплекс для мужчин прямо на улице, закрывающий их только с трех сторон...

Множество рикш - трехколесных велосипедов и четырехколесных электросипедов и даже закрытый автомобиль-селедка метров 10-11 длиной. Прелестно одетые китайские пары, входящие в свои китайские рестораны и, далее, во все стороны от Сохо столики прямо на улицах, сидящие, стоящие и прогуливающиеся, разговаривающие, жующие и попивающие люди - таким предстал этот центр Лондона моему любознательному фотоаппарату двумя вечерами пятницы и субботы, в последний день весны и в первый день лета 2002 года...

Кстати в отличие от всех, наверное, западных стран - в провинциальных городах всей Британии (там практически нет инородцев из бывших колониальных стран, и толпы туристов - тоже большая редкость) народ на улицах внешне очень похож на российский. Но, присмотревшись, я заметил почти полное отсутствие курящих на улицах (Мальборо стоит около 5,5 ф - м.б. это закрепляющее следствие, а не причинауспешной борьбы с куревом?). Мужчины ходят в обычных брюках, а вот девушки и женщины - большинство в джинсах. В одном очень длинном подземном переходе, соединяющем Галерею V&A и музей Натуральной Истории с ближайщей станцией метро (на улице был дождь - и это было очень удобно!) один музыкант лет 35-ти играл на арфе! Я подумал, что он иностранец, а может даже русский? Когда он закончил играть, я подошел к нему и, представившись, спросил - не иностранец ли он. Нет. Он назвал какое-то место в Лондоне и поблагодарил за брошенную мною монету. А в средневековом Йорке , (основанным еще римлянами), на перекрестке улиц мужчина лет 40-ка играл на рояле! Что он делал с инструментом во время то и дело возникающем дожде - я не успел увидеть...

Нет, не видел я "чопорных англичан". Даже в театре Royal Opera Hause на Covent Garden , где я 4.6.02 слушал La boheme. Билет я покупал в самом театре за 6 часов до начала спектакля в амфитеатр (галерка - в российском понимании) по очень демократичной цене - 4ф при максимальной в партере - 120ф. У девушки-кассирши я спросил,удобно лимне прийти в белых брюках - улыбнулась, что-то сказала. Я уточнил: хоть в белых, хоть в черных? Она, смеясь, повторила меня: хоть в белых, хоть в черных. А видимость с моего последегоряда была полная! Сверху, над занавесом, две неяркие, но вполне читаемые строчки перевода пения на английский. В нижних боковых ложах, куда я заходил, установлены плоские дисплеи, вероятно для обзора необозримогоиз ложи пространства сцены. Театр вместе с примыкающим громадным стеклянным кафетерием построен, как и большинство других культурных центров Лондона, в середине 19 века.

А еще слушал концерт рояль + орган в соборе св. Павла (с 1675г - арх. Кристофер Рен). По совету все той же (спасибо ей) - в воскресенье вечером - только не в 6, а в 5 часов (м.б. переход на летнее время?). Проходишь через весь этот громадный собор и в глубине его, оставшаяся четверть кресел предназначены для тех, кто пришел послушать сегодняшний дуэт. Приглашают, дают программку. Несколько необычное сочетание - piano (некто Mark Williams) и монстр орган (Huw Williams). В том смысле монстр, что орган играл в сотую, м.б. часть своей силы. И это явно чуствовалось: как-будто лев облизывал своего щенка-львенка! Играли опусы неизвестных мне композиторов рубежа 1900-х годов. На обороте программы - "послужные списки" обоих исполнителей. Вообще в Англии и Шотдандии (особенно в Эдинбурге) есть традиция использовать церкви для концертов органной музыки: висят афиши с указанием цен по каждому концерту...

В Эдинбурге мне попалась программа концертов по Британии и Ирландии "Российские Грандиозные представления Центрального оркестра Белой Русской Армии (of the White Russian Army)", а снизу помельче - "известного прежде как Оркестр Красной Армии"! А? Я не слышал, чтоб в России его так переименовали!? Да, Эдинбург - это нечтоособо запоминающееся явление, не только своими древностями и международными фестивалями (в этом году с 11 по 31 августа), но и как двухуровневый город. Вокруг пересечения улиц Princes Street и North Bridge в радиусе, наверное, около полукилометра внизу существует другой город со своими улицами, но теми же зданиями. И разница в уровнях достигает 7-8 этажей! По краям этого радиуса есть съезды в этот город.

На улицах городов почти отсутствуют урны для мусора, ночасто встречаются мусоросборщики для кульков (?) с собачьими какашками, если я правильно понял надписи на них. А в каком-то городке я сфотографировал транспорантик: "Penalty 500 ф" рядом с нарисованной какающей собачкой. Чистота на дорогах и улицах городов, конечно, потрясающая. Но то,что я застал в Гайд иГрин парках во время празднования 50-ти летия правления действующей королевы - не поддается описанию! 3.6.2002 в обоих этих парках были установлены громадные телеэкраны и эстрадные сцены. Поздно вечером вГайд парке я застал как тысячи людей стотрели как королева подъезжала в автобусе к месту салютной артиллерии, поджигала шар, который объятый огнем покатился по желобу и дал началу грандиозного салюта. Люди что-то пели под музыку с экрана, заводили хороводы, бегали, кричали и прыгали. А под ногами пластмассовые бутылки, стаканы, кульки - все то, с чем они праздновали весь этот вечер. А утром на следующий день, во время парадау Букингемского дворца оба этих парка были белыми от гор мусора, оставшегося от прошедшей ночи. Это у меня не укладывается в голове - если я воспитан с детства не бросать мусор, то я даже свои окурки сигарет не смог выбросить по дороге, а складывал их в кулек (чтоб не вонялоиз пепельницы в машине), а тут мусор себе же под ноги!? Нет, нет - это не стоит "брать в голову", а тем более укладывать это в ней.

Так что же сам парад? В 9 утра самые разнообразные легионы конниц сосредоточились в аллеях Hyde Park. Вороные кони - всадники с блестящими касками; бежевые кони - всадники под гренадеров; белые кони с лохматыми ногами у копыт - всадники в черных полусферических кепи; вороные с белым кони - всадники с пышными черными папахами. Вокруг - неактивная полиция, тоже на конях, но пегих. Колесницы пушек времен конца 18 века. В 10 утра все это в определенной последовательности входит через ворота в Green Park, в конце которого на стыке с James Park и стоит Букингемский дворец. На площади у дворца (я добрался туда без помех) - крытая арочная конструкция. В ней хор и оркестр...

Очень повезло мне при поездке в Гринвич (я ехал туда на переднем седенье первого вагона Light Railway - по совету Алисы). Повезло, что с утра был солнечный день, повезло, что в Морском колледже (постройки 1696-1751) - сразу после выхода из подземного перехода от Docklands - был праздник его юбилея, а на его территории была экспозиция неизвестной (!) мне автомобильной фирмы, тоже праздновавшей юбилей, но 50-ти летний. Далее был Морской музей (свободный вход), за посещение которого в этот день давали купоны для бесплатного посещения галлереи (портреты полководцев армии и флота его и ее королевских величеств) Queen`s House (1617-35) и Обсерватории (1675), от которой открывался вид, не очень впечатляющий, на Docklands и, левее, на центр уже дождливого Лондона. А внизу улицы Гринвича одеваются в серпантины флажков Британии, возводится эстрадный помост и уже на него взбирается моленький оркестрик и даются первые аккорды торжеств, посвещенных завтрашнему Юбилею страны.

Royal Kew Gargens . По совету все той же я приехал туда "рано утром" -к 9:00. Но открывается он в 9:30. (Я могу понять женщин - для определенной части из них "рано утром" - это где-то в районе 10-12 часов:>)...). И вход уже не 5ф, а 6,5ф (при годовой инфляции около 3-5% - прогресс изумительный. В такой же прогрессии выросли цены и в другие тур места и даже в метро! Мой недельный проездной в 2 зоны стоил уже почти 20ф плюс 3ф за фото в автомате).На меня эти ботанические сады не произвели особого впечатления. Растения, растения с названиями и местами их родины, многие, как не странно, уже отцвели. Посаженные без особого дизайна, кроме 1-2х мест, одно из которых я сфотографировал, решив воспроизвести у себя в саду - водоемчик, обрамленный камнем, и лилии в болотистой воде. Многие из этих экзотических растений воспроизводятся у нас в садах гостиниц Эйлата и с таким великолепным дизайном, что я не перестаю восхищаться каждый год, бывая там. И. конечно же, не сравнишь с садово-парковым ансамблем 1740 года Stounhead , находящимся на пол-пути от Salisburyв Bath, где я с удовольствием гулял действительно "ранним утром" 25.5 с 8 до 12 часов. Ансамбль разноуровневых озер, гротов, пещер с мраморными Нептуном и Ариадной в них, здания, иммитирующие римский период, экзотические кусты и деревья, невиданных мною видов и во всем этом приятный запах от кустовых цветов. Почти никого нет (с основного шоссе нет указателя-съезда на это великолепное место). Редкие пожилые пары, тоже гуляющие там, обязательно сдоброй улыбкой здороваются с тобой.

После Stounhead был Бат и Уэлс, замки Kaernarfonи Conwy в Уэльсе;

кольцевой маршрут по Озерному краю (Lake District) с ночевкой на частной лужайке, где мне разрешили поставить машину после приятного ознакомительного разговора; высокохолмная страна - Highland с ее простором, заливами и озерами; кольцевая однопутка на острове Skye (вероятно в переводе cшотландского на английскийэто Sky - небесный) с карманами для разъездов; почти безжизненное шоссе №9 с безжизненным ландшафтом от Inverness до Brail Atholl, где я заночевал под кронистым деревом с нулем в бензобаке в ожидании открытия бензостанции, но которая не работала и пришлось ехать еще 4 мили самым экономичнейшим образом; незабываемая, достаточно пустынная дорога №68 среди лугов от въезда в Англию и до Castleside (поворот в Дархэм) - как американские горки (при хорошей скорости), дорога неширокая, но прямая и вверх-вниз на протяжении около 150км; ночевка на деревенской лужайке перед Darham, с которой в 5:30 утра меня "попросили" пара полицейских (он и она), но благодаря такой рани я непостижимым образом, кружа вокруг высокого холма, на котором стоят древние собор и крепость Дархэма, смог подняться по единственной узкой улочке, ведущей к ним; после Йорка - необъятный по простору двух- трехэтажный Кембридж весь в зелени и с многочисленными каналами и академическими байдарками в них и без карты нет возможности найти и посетить описываемые места.

/5 (6 )

ВАШ БРАУЗЕР НЕ ПОДДЕРЖИВАЕТ JAVASCRIPT

50. Несмотря на то, что наличие в автомобиле знака аварийной остановки не является обязательным, его все же рекомендуется взять с собой, отправляясь в дальнюю поездку. Следует учесть, что установка знака аварийной остановки на автобанах запрещена.

51. Нет в Великобритании и запрета на использование шипованных шин, но ввиду мягких климатических условий их использование не представляется целесообразным. Для машин с шипованной резиной не обозначено никаких особых скоростных ограничений.

52. Не запрещается использовать радар-детекторы. О наличии радаров на пути следования водителей оповещают соответствующие знаки, поэтому использование дополнительной техники для их обнаружения является бессмысленным.

53. Согласно данным статистического опроса, британские водители считают самой худшей трассу М6. Она соединяет Регби и Карлайл и является самым старым автобаном на территории страны, пропускная способность трассы составляет около 70 тысяч автомобилей в день. Вместе с тем, нагрузка на трассу превышена почти в два раза.

54. В летний период самой «неудачной» считается трасса А30, она соединяет два популярных курортных города – Девон и Корнуолл. Летом шоссе протяженностью 457 километров представляет собой одну большую пробку.

55. Движение часто бывает затруднено на магистрали М1, которая соединяет Лондон и Лидс. На этой трассе, протяженность которой составляет 322 километра, в любое время года могут быть большие пробки.

56. Настоящей «национальной катастрофой» для британцев является выпадение снега в зимний период. Дело в том, что снежный покров надежно скрывает дорожную разметку, обойтись без которой на местных дорогах просто невозможно. К счастью местных автомобилистов, снег выпадает очень редко.

Если есть необходимость в машине с автоматической коробкой передач - стоит зарезервировать ее заранее. Автомобили с автоматом - дефицит, и подтверждение авто может занять длительное время.

При выборе модели для поездок в Англии, руководствуйтесь практическими соображениями: при маршрутах преимущественно по городу - берите авто с малыми габаритами, тогда как для долгих поездок (и для гор) стоит брать более комфортную большую машину.

При сдаче автомобиля, требуйте от сотрудников пункта визуального осмотра автомобиля на предмет дефектов и официальной подписи акта приемки. Храните счет-фактуру и акт приемки у себя еще в течение нескольких месяцев.

Перед возвратом машины, очистите салон от мусора, и не забудьте забрать из салона все свои вещи.

Вы всегда можете просмотреть наше предложение машин в Англии напрокат, используя форму вверху страницы. Уверяем вас - дешевле вы не найдете!

57. Искать стоянку в центре города бесполезно, здесь ее просто не будет. Как правило, вблизи центра всегда есть как платные, так и бесплатные стоянки, на последних машину можно оставлять не более чем на два часа.

58. Настоящим лидером по количеству автокатастроф является дорога A537, соединяющая Бакстон и Маклесфилд. На ней очень много крутых поворотов, кроме того, в данной местности постоянно дует очень сильный ветер. Также в числе опасных дорог Англии стоит упомянуть A5012, A621, A625, A54, A581, A5004, A675, A61 и A285.

59. Плата взимается за проезд по некоторым туннелям. В их числе туннель под Темзой (Дартфорд, М25), туннель, пролегающий под рекой Мерси (Ливерпуль) и туннель, пролегающий под рекой Тайн (Ньюкасл). Стоимость проезда по этим туннелям составляет от 1,20 до 1,50 фунтов.

60. Платить нужно за право проезда по следующим мостам: Хамбер Бридж (А15), Тамар (А38), Кледдо (А477), Форт Бридж (А90) и Клифтон. Стоимость проезда разнится и может составлять от 0,70 до 1,50 фунтов.

61. Въезд на платные трассы, мосты и в туннели осуществляется через специальные пункты оплаты. Приблизившись к такому пункту, нужно обратить внимание на расположенные над каждой полосой указатели. В зависимости от изображения на указателях, оплату можно производить по кредитной карте, наличными через автомат, наличными через кассира или по специальной автоматической системе расчета.

62. Одним из самых сложных для неопытных водителей городов является Оксфорд (после Лондона, конечно), дороги здесь узкие и извилистые. Между полос движения часто можно увидеть островки безопасности и знаки, они также представляют угрозу для водителей, непривыкших к левостороннему движению.

63. Во время езды по городским дорогам следует особое внимание обращать на велосипедистов и огромные автобусы. Как первые, так и вторые ловко лавируют в потоке автомобилей, невзирая на свои «нестандартные» габариты.

64. На местных дорогах не следует торопиться и беспокоиться о том, что излишняя медлительность будет раздражать водителей. Если преодолеть узкий участок дороги на большой скорости тяжело, то можно немного притормозить или отъехать на обочину, чтобы пропустить встречные автомобили.

65. Коренные жители относятся к автомобилю, скорее, как к предмету роскоши, несмотря на то, что он есть практически в каждой семье. Содержать машину в Великобритании очень дорого, кроме того, передвигаться на ней по территории крупных городов бывает тяжело из-за пробок и отсутствия стоянок. По возможности горожане пользуются общественным транспортом.

66. В Великобритании довольно мало привычных иностранцам обычных перекрестков, чаще всего на них организовано круговое движение. Неопытного водителя может сбить непривычное левостороннее движение, и он не сразу поймет, на какую именно дорогу необходимо съезжать с круга. В этом случае на помощь придет навигатор.

67. На местных дорогах увидеть полицейских можно довольно редко, контроль за выполнением правил дорожного движения осуществляется автоматически – с помощью камер. Нарушив правило, следует ожидать по почте квитанцию для оплаты штрафа. Если некоторые виды штрафов оплатить в ближайшие три недели, то размер денежного взыскания может быть существенно сокращен.

68. Как и во многих странах, в Великобритании существует система начисления «штрафных» баллов. За некоторые виды нарушений водителю начисляется определенное количество баллов, а по достижении их критического количества следует временное лишение прав.

69. Тем, кто собирается путешествовать по загородной местности впервые, следует заранее уточнять место расположения заправок. Если вблизи населенных пунктов заправки встречаются довольно часто, то в загородной местности немало пустынных участков трасс.

70. Водителям, которые отдают предпочтение мотоциклам, нельзя выезжать на местные дороги без шлема. Также необходимо носить специальную одежду с флуоресцирующими полосами.

71. Отправляться в путешествие по Великобритании лучше всего на компактном автомобиле, который отличается низким потреблением топлива. В этом случае будет проще перемещаться по узким дорогам, а также можно существенно сэкономить на топливе, которое здесь стоит недешево.

72. В Лондоне имеют место одни из самых сложных в мире автомобильных развязок. Неопытным водителям, привыкшим к правостороннему движению, крайне не рекомендуется в первый же день выезжать на автомобиле на улицы столицы.

73. На пустынном побережье Северной Ирландии располагается довольно необычная дорога, которая у местных жителей получила название «Дорога Великана». Она выложена большими шестигранными плитами, а вдоль дороги установлены базальтовые колонны высотой 6 метров. Дорога является настоящей местной достопримечательностью, с ней связано немало интересных легенд.

Очень любит путешествовать и уже успела побывать в Центральной и Южной Америках, Юго-Восточной Азии, США и многих странах Европы. Но очередная поездка в Великобританию стала для путешественницы не совсем обычной – в Лондоне была запланирована свадьба родственницы Дарьи, поэтому компанию девушке составила вся общая родня из Минска. Как собрать родственников в Великобритании, гульнуть на английской свадьбе, арендовать 3 машины на 15 человек и показать старшему поколению, что самостоятельное путешествие – это очень круто – читай ниже.

Подготовка, аренда авто и все родственники в сборе

Свадьба двоюродной сестры моего мужа Кати (она уже 10 лет живет в Лондоне) и англичанина Тома в конце декабря прошлого года стала отличным поводом, чтобы собрать всю нашу беларусскую родню и рвануть в Англию. А потом всем вместе отправиться в большое путешествие по Великобритании и там же встретить Новый год.

Предводителем и главным организатором путешествия единогласно выбрали моего мужа Макса. У нас за плечами уже были десятки пройденных маршрутов по Азии, США, Центральной и Южной Америке, Европе. Макс подошел к делу ответственно: долго продумывал маршрут с учетом пожеланий других участников, заранее забронировал машину и жилье. Всего нас было 15 человек и 3 машины.

Машину бронировали в Sixt в аэропорту Станстед за несколько месяцев до поездки – это отличный способ сэкономить. Наше путешествие выпало на рождественские каникулы и многие прокатные фирмы подняли стоимость аренды. Аренда авто Peugeot 3008 нам обошлась в £ 250 на 7 дней (и £ 300 блокировали на карте). Стоимость бензина в Великобритании – £ 1,2-1,3 за литр. Мы отказались от страховки, хотя работник Sixt очень уговаривал нас взять эту самую страховку. К слову, после путешествия мы решили, что в следующий раз обязательно ее купим. Потому что при возврате машины к нам придрались из-за крошечных сколов от камней на лобовом стекле. Хорошо хоть штраф не взяли.

Мы с мужем летели в Лондон из Вильнюса, а родители и другие родственники – из Минска. В ночь перед вылетом родителям позвонили сотрудники Belavia и сообщили, что рейс в Лондон откладывается на неопределенное время. В лондонском аэропорту Гатвик обнаружили два летающих дрона над взлетно-посадочной полосой, аэропорт закрыли. Но все, к счастью, обошлось, и беларусская родня вылетела всего лишь на несколько часов позже запланированного времени.

Кое-что об английской свадьбе

Свадьба Кати и Тома проходила в готической часовне Королевского колледжа в Кембридже. Часовня эта была построена в XV веке, и сам сэр Ньютон венчался здесь. Молодожены ждали в очереди целый год, чтобы обвенчаться именно в этом месте. Великолепие часовни не передать словами: витражи цветным калейдоскопом отливают под лучами света, резной 30-метровый потолок взлетает будто в небо, а старинный орган играл еще на свадьбе Ньютона.

Волшебной флейтой внутри часовни пел хор, все освещали свечи, а жених Том был одет в традиционный свадебный костюм: полосатые брюки, жилетку, яркий галстук и фрак. На шляпках английских дам шелестели перья. Шляпка для женщин, как и фрак для мужчин – обязательные элементы наряда на английской свадьбе.

Когда под руку с папой плыла невеста Катя, длинный шлейф ее платья несли детишки в костюмах гномов, а замыкала шествие свидетельница. Английская церемония венчания длится так долго, что дети успели даже уснуть на скамьях под проповедь священника.

Дальше нас ждал фуршет в здании Королевского колледжа, где смешались английские и беларусские гости. Пока разносили крошечные закуски и напитки, англичане увлеченно болтали. Любимые темы: кем мы приходимся молодоженам, погода, политика, хорошо ли нам жить в Беларуси. Англичане нам рассказали, в чем разница между английским языком в Великобритании и Америке. По их версии отличие в том, что американцы всегда говорят то, о чем думают, поэтому и язык у них проще. А англичане никогда не скажут свои мысли напрямую – вместо этого начнут вести витиеватые разговоры.

За пустыми свадебными столами не было майонезных салатов и миллионов закусок. Ведущих и конкурсов на английской свадьбе тоже не найти. А если вы пришли на праздник парочкой – вас рассадят и разбавят англичанами, дабы беседы и дальше лились рекой.

На английских свадьбах речь в виде тоста говорят только 3 человека: отец невесты, жених и свидетель. Дарить наличные деньги жениху и невесте на свадьбе не принято. Молодожены заранее составляют список того, что им необходимо для счастливой совместной жизни. Гости выбирают из списка и отправляют подарки по почте. Ну а деньги можно перечислить на специальный счет (honeymoon fund).

После праздничного ужина все гости пустились в пляс. Беларусские родственники привезли с собой даже танцы: польку, ойру и хороводы (даже специально занимались с хореографом). Англичане были в диком восторге – таких танцев они еще не знали, но быстро все подхватывали. Ну а после танцев гости тихо-мирно разошлись по домам.

Пьяный Ливерпуль

На следующий день мы, 15 человек из разных поколений и времен, поехали дальше – в наше большое путешествие. Сказать, что все обалдели праворульных авто и от левостороннего движения, – значит ничего не сказать. Это был настоящий взрыв мозга, особенно для старшего поколения. Хотя весь формат нашего путешествия, с ежедневными переездами и ночевками в отелях и апартаментах Airbnb, в принципе, был в новинку для наших старших родственников.

Первой остановкой был Ливерпуль. Добрались затемно, заселились в отель. Все тут же отметили дань английской традиции и приверженность принципам экономии – даже в отеле краны с горячей и холодной водой были раздельными. Чтобы помыть руки водой комфортной температуры, надо заткнуть пробкой слив раковины и набрать туда воду.

Ливерпуль показался мне слегка навеселе: толпы пьяных людей, грязные улицы, шумные пабы. Мы прошлись по знаменитой улице пабов Matthew street, заглянули в The Cavern club, где первый раз выступили Битлз, оказались на Альберт-док. Альберт-док – это множество модных баров и клубов в зданиях бывших складов и доков города. Вечером тут включают подсветку и гавань преображается.

Ливерпуль дышит историей Битлз: музей Битлз, скульптуры каждого из участников группы, паб, где любила выпить пинту пива известная группа, сувенирный магазин.

«Все наше путешествие было наполнено экономией и заботой старших родственников: из супермаркетов выносились огромные сумки на тот самый «мало ли что» случай, еда бережно перевозилась из одного города в другой»

Типичная Шотландия и Рождество по-беларусски

Дальше мы дружно отправились в шотландский Глазго, заглянув по дороге Лэйк-Дистрикт парк. Природа в «старой доброй Англии» и «типичной Шотландии» (как любит говорить папа моего мужа) даже зимой волшебна.
В Глазго мы попали поздним вечером, накануне Рождества. На улицах ни души, все закрыто, сверкает огнями елка на главной площади, кусает за щеки мороз. Пообещали себе еще вернуться сюда – Глазго достоин более тщательного осмотра.

Затем мы выдвинулись в старинный город Инвернесс, который встретил нас мостами, перекинутыми через реку Несс, и замком Inverness Castle на холме. Возле города находится деревня Tom Aitinn, где производят известный шотландский виски Тоmatin. А сам Инвернесс – отличная отправная точка для дальнейшего путешествия по трассе NC500.

Рождество в Великобритании – семейный праздник. За несколько дней до праздника в магазинах можно купить специальные рождественские пирожки с изюмом – mince pies, а заведения готовят праздничное меню. Но 25 декабря и следующий день – День подарков (Boxing day) – официальные выходные. В эти дни не работают даже заправки.

Мы встречали Рождество в доме, арендованном на Airbnb. На столе вместо традиционной индейки была картошечка, потому что папа мужа другой еды не признает.

Вообще, все наше путешествие было наполнено экономией и заботой старших родственников: из супермаркетов выносились огромные сумки на тот самый «мало ли что» случай, еда бережно перевозилась из одного города в другой. А по вечерам мы устраивали настоящие вечеринки с запасами из магазинов, захваченным «на всякий пожарный» из Минска коньяком и обменом эмоциями от проведенного дня.

Трасса NC500

Проезжая по одной из самых красивых трасс – NC 500, мы только и успевали восхищаться природой Шотландии – высокогорьем Хайленд. Царственные леса сменялись горами, в тумане утопали деревушки и овечки на зеленых полях, вдали появлялись старинные замки как с картинки. На узких холмистых дорогах у старшего поколения замирало сердце и автоматически закрывались глаза – так им было непривычно ездить по такой местности. В этот же день мы попали в настоящий шотландский замок на холме с привидениями – Данробин, где снимал сцены фильма «Барри Линдон» Стенли Кубрик. Это было 26 декабря, внутрь замка мы не попали и не увидели ни одного туриста поблизости. Но ворота, ведущие в сад, были открыты, и мы смогли осмотреть строение со всех сторон. Замок принадлежит шотландскому роду Сазерленд. Вокруг стороения разбит огромный сад с фонтанами и редкими растениями, а с холма открывается вид на море. Летом здесь проводят концерты и разные ивенты. Крайне впечатляющее место.

К слову, передвигаться по дорогам Великобритании очень удобно. Через каждые 30-40 километров тут есть специальные парковки с большими фудкортами и магазинами. Перед поездкой я волновалась, что мне, вегетарианке, будет нечего есть в британских заведениях. Но даже в самой глухой деревушке в меню всегда были опции для веганов и вегетарианцев.

Виски-тур, хаггис и 400-летний паб

Дальше по плану был Эдинбург. Старшее поколение отправилось в виски-тур (из которого они сделали вывод, что коньяк все равно круче). Младшее (то есть мы) – гулять по городу. На рождественской ярмарке мы прокатились на летающей каруселе, почти касаясь руками памятника писателю Вальтеру Скотту. Потом перепробовали все местные блюда под звуки шотландской волынки: хаггис – бараньи потроха с овсянкой (есть и для вегетарианцев), нипс и таттис – пюре из брюквы и картошки, шотландские пироги с начинкой, фадж – молочный ирис. Дальше прошлись по Королевской миле (Royal mile) – старинному запутанному кварталу, который ведет к замку Эдинбурга. Затем забрались на холм Калтон-Хилл (Calton Hill), откуда открывается вид на весь город. А под вечер заглянули в 400-летний паб «Последняя капля». По легенде, раньше он находился на пути к городской виселице, и каждому приговоренному разрешалось выпить здесь последнюю пинту пива.

Чудеса прогресса и новые навыки

Завершилось наше путешествие в Лондоне. Город был переполнен туристами, шопинговая Оксфорд-стрит не вмещала в себя людей, в центре все передвигались буквально гуськом. Лондон сиял, как волшебная шкатулка, гудел и раздувался от людей. Это был наш третий раз в Лондоне, поэтому мы старались больше времени проводить в тихом районе, где сняли квартиру, чем в переполненном людьми центре.

«Было здорово наблюдать за взрослыми родственниками: они выходили из своей привычной среды, всему удивлялись и с осторожностью принимали что-то новое»

К концу поездки мы наконец уговорили родителей и других родственникам воспользоваться благами цивилизации. Установили им карты на телефоны, рассказали как прокладывать маршрут, познакомили с Uber. Взрослые были в восторге! Теперь они сами, без нашей помощи, передвигались по городу. Они даже обменяли старые фунты на новые, применив волшебные русские слова «мы туристы».

Путешествие подарило нам огромный опыт взаимодействия со старшим поколением в пути. Мы учились взаимодействовать друг с другом, уважать и принимать. Было здорово наблюдать за взрослыми родственниками: они выходили из своей привычной среды, всему удивлялись и с осторожностью принимали что-то новое. А мы счастливы, что смогли показать своим родным, как можно путешествовать без привычных шаблонов и границ.

Лайфхаки для путешествия по Великобритании на авто:

1. Бронируй машину заранее в прокатных фирмах с большим количеством хороших отзывов. Это отличный способ сэкономить и избежать проблем при возврате машины.

2. Покупай страховку при аренде авто. Даже незначительные повреждения могут вылиться в большую сумму.

3. Будь морально готов(-а) к левостороннему движению. Но не волнуйся слишком – водители в Великобритании очень вежливые и всегда уступают дорогу.

4. Во многих городах Великобритании – беда с парковками, плюс они чаще всего платные. Поэтому всегда уточняй наличие парковки возле отелей и арендованных квартир.

5. В центр Лондона или других крупных городов лучше не ездить на машине – устанешь от пробок и движения. Двухэтажные городские автобусы – отличная альтернатива.

6. На трассе всегда можно остановиться на специальных парковках со множеством магазинов и кафе, чтобы какое-то время передохнуть.

Фото: Дарья Андрианова , cookiesncandies, Marina Weishaupt, static.thousandwonders.net, www.telegraph.co.uk, www.visitscotland.com, handluggageonly.co.uk

Насколько хорошо Вы знаете страну, в которой живете? Как далеко от дома забирались? Вы видели ее горные вершины? А ее реки и озера? Отправляйтесь в автомобильное путешествие по предложенному нами маршруту и узнайте, какой величественной может быть Британия.

Маршрут составлен таким образом, что начать путешествие Вы можете в любой его точке (ближайшей к Вам), а потом просто продолжайте двигаться по кругу.

День 1-й : побережье Английского канала

Выезжайте из Лондона по шоссе A2/M2. Ваша дорога будет пролегать мимо Кентерберийского собора – одного из самых старинных христианских храмов Великобритании, входящего в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Направляйтесь в сторону Дувра и обязательно сделайте остановку у Белых скал. Но, наслаждаясь прекрасными видами пролива, старайтесь не попасть в пробку у паромной переправы.

Теперь Ваш путь лежит в Брайтон. Если будете держаться прибрежной дороги A259, то сможете заехать на развалины замка Гастинг. Да и все Суссекское побережье стоит того, чтобы увидеть его.

В Брайтоне побудьте подольше: погуляйте по известной набережной и послушайте живую музыку в театре Old Market.

День 2-й: Стоунхендж

С утра посетите заказники и музеи национального парка , а если Вам больше по душе активный отдых, можете устроить здесь небольшой велотур. Но потом…

Ни одно путешествие по Великобритании не может считаться удачным, если Вы не увидели одно из семи Чудес Средневековья. Так что скорее выезжайте на дорогу A36 в сторону Солсбери: она приведет вас прямо к Стоунхенджу.

Если Вы поклонник Томаса Харди, остановитесь у его коттеджа в Бокхамптоне, Дорчестер. Затем направляйтесь к пляжу Чесил – особой части Юрского побережья и очередному объекту Всемирного наследия. Дальше по прибрежной дороге расположились городок Лайм-Риджис, Музей динозавров и Известняковые пещеры. Так что у Вас будет масса развлечений на вечер.

День 3-й: мыс Лендс-Энд

По дороге к мысу обязательно остановитесь хотя бы у нескольких из многочисленных достопримечательностей Девона и Корнуолла. Национальный парк Дартмура, ботанический сад "Эдем", остров Сент-Майклс-Маунт, Пензанс, мыс Лизард (самая южная точка Великобритании) – выбирайте.

Достигнув мыса Лендс-Энд, насладитесь видом Кельтского моря, а затем загляните в прибрежный городок Сент-Айвс – там можно подкрепиться.

Теперь Ваш путь будет лежать на север, к замку Тинтаджел, в котором, по легенде, родился легендарный король Артур. Сделайте там остановку и вспомните самую захватывающую историю Великобритании. На ночлег можно устроиться в старинном городке Эксетер, который когда-то был крупным римским поселением.

День 4-й: Уэст - Мидлендс

Из Эксетера направляйтесь к холму Святого Михаила, над которым возвышается башня средневековой церкви: это место также упоминается в легенде об Артуре. Затем поезжайте к ущелью Чеддар – одному из природных чудес Великобритании (дорога B3153 проведет Вас через него). Этому известняковому ущелью уже не одно тысячелетие, и именно здесь были найдены древнейшие на территории страны человеческие останки.

Теперь самое время поехать в Бат – викторианский город, всегда славившийся целебными источниками и высшим обществом, к этим источникам стремившимся. Почитателям Джейн Остин будет интересно заглянуть в пару музеев и чайных комнат.

Дальше держите курс на север, через Бристоль, чтобы проехать по Клифтонскому подвесному мосту. По шоссе M5 Вы доберетесь до Челтнема – еще одного курортного города, известного также регулярно проходящими в нем скачками.

Не пропустите съезд на дорогу B4632, ведущую через Котсуолд, ведь именно она приведет Вас в один из самых известных городов Великобритании – Стратфорд-апон-Эйвон, место рождения Уильяма Шекспира.

День 5-й: Уэльс

Разумеется, Вам нужно в Кардифф. Столица Уэльса может предложить массу развлечений, но среди них хочется выделить Национальный музей и Музей доктора Кто – там можно провести целый день. Кстати, ночная жизнь Кардиффа тоже впечатляет.

Дальше Ваш путь лежит через города Мертир-Тидвил и Конуи (здесь можно посмотреть на замок XIII века) прямо к национальному парку Сноудонии, в котором находится самая высокая точка Уэльса – гора Сноудон. Если захотите подняться на ее вершину, придется оставить машину на парковке и пройти по маршруту пешеходной тропы.

День 6-й: северо - запад

Возвращайтесь в Англию и берите курс на Ливерпуль: здесь находится самый большой в стране кафедральный собор.

Прогулявшись по городу, садитесь в машину и отправляйтесь изучать Пик-Дистрикт. Советуем заглянуть в Бакстон: этот город находится на высоте 300 м над уровнем моря, так что отсюда открывается захватывающий вид на окружающую местность.

Потом, конечно, нужно побывать в Манчестере. Здесь обязательно зайдите в Национальный музей футбола и загляните в Библиотеку Джона Райландса.

Все большее число туристов решают планировать свои путешествия самостоятельно, не полагаясь на туристические фирмы. Прелесть подобных поездок в том, что самостоятельно разрабатывается маршрут, выбирается транспорт, города для посещения, музеи, галереи, замки, отели или хостелы, а не выбирается готовый вариант.

Так можно неплохо сэкономить, да еще и не оплачивать услуги посредников. Одним из популярных сейчас маршрутов считается путешествие по Англии, достопримечательности и интересные места в которой порадуют абсолютно разносторонних путешественников.

Если отойти от самого традиционного направления в Англии – Лондона , хотя и там немало всего интересного, можно посетить небольшие города, которые как раз позволят узнать больше об истории страны, углубиться в реальную, а не показанную для туристов жизнь англичан и посмотреть не менее интересные, чем в столице, достопримечательности.

К тому же следует отметить, что путешествие в маленькие города выйдет намного дешевле экскурсий в Лондоне.

Когда вы самостоятельно разрабатываете путешествие по Англии, придется приложить чуть больше усилий, чем при оформлении путевки в туристической фирме. Заниматься вопросами получения визы, страховки, покупки билетов и брони жилья придется самому. С достаточным знанием английского языка это довольно просто.

Люди посещают Англию с самыми разными целями:

Обзор всей страны в путешествии на арендованной машине или даже лодке,

Шопинг, посещение крупных торговых центров,

Экотуризм (путешествие на велосипеде и ночевки в палатках),

Посещение определенных мест (например, королевских резиденций, замков Англии, аббатств, шекспировского театра, мест съемки приключений Гарри Поттера и т.д.),

Посещение традиционных региональных фестивалей и различных международных спортивных мероприятий.

Соответственно, выбирать транспорт и маршрут передвижения по Англии следует с учетом собственных целей поездки. В Англии удобно пользоваться общественным транспортом (метро в Лондоне, поезда практически в каждый регион, комфортабельные рейсовые автобусы), собственным или взятым напрокат автомобилем, велосипедом или даже практиковать путешествие на своих двоих (пеший туризм).

Поездка по Англии на автобусах может стать отличным развлечением в отпуске и считается экономичным вариантом. Преимуществ у подобного путешествия очень много:

Рейсовые маршруты связывают почти все важные точки Англии,

Автобусы ходят по расписанию, можно спланировать поездку практически по минутам,

Путешествие в автобусах очень комфортное (они оснащены туалетом, розетками, для которых, правда, нужен адаптер, бесплатным wi-fi на борту),

В рейсовых автобусах можно знакомиться с английским менталитетом, так как в них ездит очень много англичан.

Тем, кто с трудом переносит поездки на дальние расстояния, может столкнуться с проблемой укачивания. Довольно длительные переезды лучше осуществлять на поезде.

Основной автобусный перевозчик в Англии – «National Express». На его сайте можно узнать расписание, цены и маршруты, а также забронировать билеты. Также есть сервисы «Megabus» и «Megatrain», где можно дешево приобрести билеты на автобус или на поезд. Существенно удастся сэкономить, если сразу приобретать билеты туда-обратно .

Когда вы планируете путешествие на общественном транспорте, заранее подумайте о гостиницах , в которых вам придется останавливаться, передвигаясь по выбранному маршруту. Этим придется озаботиться еще на этапе получения визы, но затем можно столкнуться с ситуацией, когда автобус или поезд прибывает в город достаточно поздно.

Придется ориентироваться на местности почти в темноте. Лучше заранее распечатать карты или связаться с представителем отеля.

Особенности автомобильного путешествия по Англии

Если путешествуя на поезде или автобусе, можно остановиться лишь в определенных пунктах прибытия, то машина позволит заезжать туда, куда заранее ехать не планировалось. Обратив внимание на красивый вид или интересный замок, легко можно свернуть и посмотреть на чудеса Англии вблизи.

Если в ваших планах путешествие на своей машине, стоит привести автомобиль в идеальное состояние и оформить все необходимые документы, разрешающие пересечение границ. Лучше, чтобы машина была европейской сборки : в случае поломки ее легко починят в местном автосервисе.

Если же вы планируете брать машину напрокат, заранее нужно просмотреть специализированные сайты, например, компаний «Enterprise Rent-A-Car», «Alamo Rent-A-Car», «Hertz», Avis Rent-A-Car, OneTwoTrip . Там уточняется время прилета, аэропорт, сроки аренды и другие данные.

Затем представитель компании скажет, на какую остановку вам прибыть из аэропорта (терминалы компаний, предоставляющих автомобили, не находятся прямо в здании аэропорта) и объяснит правила пользования машиной. Одним из них является полностью заправленный бак при сдаче автомобиля конторе.

Вопросы страховки автомобиля нужно решать заранее, но не стоит забывать, что в Англии движение левостороннее, а к нему нужно еще привыкнуть, поэтому лучше оплатить полную страховку.

Некоторые трассы в Англии платные , о чем нужно узнавать заранее, иначе штрафы будут довольно существенными. В больших городах лучше не стараться попасть в центр, так как парковки, скорее всего, переполнены, а штрафы за неправильную парковку очень велики. Цены на топливо тоже высокие, поэтому путешествие на автомобиле можно отнести к разряду экономичных с большой натяжкой.

Кстати, тем, кто хочет на автомобиле из Англии попасть в Европу, преодолевая Ла-Манш по евротоннелю, стоит озаботиться еще и получением шенгенской визы. Также у компании, предоставляющей в аренду автомобиль, нужно получить разрешение на выезд из Англии.

Вместе с автомобилем можно загрузиться в специальный вагон пассажирского поезда. Но если в Европе практически не проверяют, кто приезжает к ним из Англии, то на обратном пути придется пройти тщательный контроль.

Если на автомобиле можно путешествовать практически везде, но, естественно, в самые мелкие деревушки не заезжать, то велосипед может предоставить и такую возможность. С ним и по проселочным дорогам легко добраться до места назначения.

К тому же внутренние велосипедные трассы в Англии часто пролегают по очень живописным местам. Единственная проблема, связанная с использованием в Англии велосипеда – это погода . Если вас не смущают частые дожди, переменчивая погода и сырость, можно смело отправляться в велопутешествие.

Всю страну с юга на север на велосипеде удастся преодолеть месяца за полтора-два. Какие-то участки пути можно преодолевать на поезде, чтобы путешествие не затянулось: передвижение с велосипедами здесь разрешено и в вагонах даже выделены специальные места для их перевозки.

Любителям экотуризма лучше заранее озаботиться получением визы , так как отдых в палатках может быть осложнен в плане получения визы. Если же бронируете отели по пути следования по выбранному маршруту на велосипедах, с получением визы проблем возникнуть не должно. Хотя лучше обратиться за консультацией к тем, кто занимается визовыми вопросами.

Чтобы не везти велосипед из дома, хотя многие и привыкли только к своему железному коню, его можно, как и машину, арендовать на месте, заранее узнав все условия и стоимость аренды.

Маршрутов, достойных прохождения на велосипедах, в Англии огромное количество. Они разные и по протяженности, и по сложности. Создан даже сервис, показывающий популярные велосипедные направления Англии.

Одним из самых популярных маршрутов считается направление вдоль Темзы , где удастся посетить Оксфорд, Виндзор, Ричмонд. Можно совершить прогулку по полуострову Корнуолл. Любителям природы можно посмотреть «Озерный край». Достаточно короткий маршрут представлен на острове Уайт, который продемонстрирует отличные морские виды.

Выбрав цель посещения, легко можно остановиться на одном из многих видов путешествия по Англии. Каждый из видов отдыха имеет свои преимущества и недостатки, а потому нужно тщательно продумать маршрут, остановки, выбрать вид транспорта и самостоятельно отправляться на знакомство с загадочной Англией.

10 самых очаровательных мест Британии: