Собор Св. Иоанна в Валлетте


Кафедральный собор Сан-Джованни-ин-Латерано – место нахождения трона папы и римской епископской кафедры. Этот древнейший сохранившийся к нашему времени христианский храм занимает самое важное место в католической епархии мира. О его высоком положении свидетельствует фраза на фасаде: «Святейшая Латеранская церковь всех церквей города и мира мать и глава».

История Латеранской базилики

Полное название базилики - «Собор святого Иоанна Крестителя на Латеранском холме». Ее предшественником был древнеримский храм, воздвигнутый по императорскому указу Константина в IV веке. Соседом храма был Латеранский дворец, служивший резиденцией римских епископов. Благодаря их влиянию базилика быстро получила статус самого главного христианского сооружения Рима.


С момента основания Латеранский собор не раз попадал в руки вандалов, пережил страшные землетрясения, пожары, войны. Однако каждый раз он восстанавливался руками неравнодушных людей, становился величественней и лучше. В его истории выделяют такие моменты:

До разграбления в V веке здесь прошли пять знаменитых вселенских соборов, именуемых Латеранскими. В это время он был убран дорогими подарками императоров и имел славу «золотой базилики».
1215-1231 год – появление монастырского двора .
До 1309 года храм – место постоянного пребывания папы. Во время потери влияния понтификов на жизнь Европы и их пребывания в Авиньоне он пришел в упадок.
При правлении Сикста V (1521-1590) храм был снесен с целью возведения нового, богато украшенного здания.
В XVI веке вклад в строительство базилики внес Доменико Фонтане. Он установил в неглубоких нишах большие статуи апостолов .

Иаков Заведеев

Петр

Симон Кананит

Фома



Андрей

Фаддей


Матфей

1650 год – полномасштабное восстановление базилики под руководством архитектора Франческо Борромини.
1735 год – окончание возведения монументального фасада , над которым работал Алессандро Галилеи.

Изначально собор строился в честь Христа Спасителя. В 909 году папа Сергий III принял решение посвятить его Иоанну Крестителю, но в 1144 году папа Луций II перекрестил храм в честь апостола Иоанна Богослова. История здания тесно переплетена с судьбой религиозной Италии. В 774 году здесь крестили Карла Великого, в 1929 году подписали Латеранское соглашение, по которому был определен статус Ватикана и обозначены привилегии Католической церкви в Итальянском королевстве.

Латеранская базилика – гармоничное смешение архитектурных стилей

Латеранская базилика Франческо Борромини и Алессандро Галилеи – величественное сооружение, которое относят к монументальному коринфскому ордеру. С ней соседствует монастырь XIII века


и баптистерий San Giovanni , где проходит обряд крещения младенцев, и где согласно легенде был крещен император Константин.


Здание базилики выполнено в стиле барокко. Слегка выдающийся вперед портик восточного фасада имеет два этажа, датируется XVIII веком. В притворе слева расположена статуя Константина Великого , найденная в руинах терм Диоклетиана.


На северном фасаде базилики, выполненном Доменико Фонтана, расположена двойная лоджия с расписным потолком, изображающим ангелов и почитаемых святых.


Ее восточный фасад с колоннами имеет строгие классические формы. Он увенчан пятнадцатью статуями из травертина, каждая из которых достигает высоты 7 метров. Центральная фигура композиции - Иисус в окружении Иоанна Богослова и Иоанна Крестителя. По бокам расположились Учители Церкви.


Внутреннее убранство базилики

В собор святого Иоанна Латеранского ведут 5 врат с лоджиями над ними. Вход справа (Порта Санта) открывается по большим праздникам в Святой год. Бронзовые центральные врата из курии Юлия сохранились от первой базилики 324 года, в свое время были реконструированы Борромини.


Они ведут в главный неф, который ослепляет белизной стен, стройных колонн и мраморных статуй. Контраст им составляют массивные золотые своды работы Джакомо Делла Порта и мозаичные полы школы мастеров Космати .


Убранство базилики поражает величием. В плане она представляет христианский крест с 5-ю нефами. Разницу между ее размерами и человеком оттеняют гигантские статуи апостолов и пророков в масштабе центрального нефа. В его глубине находится хранилище реликвий, украшенное изящными фресками. Под скинией расположена Конфессия (место для исповеданий), а сверху – алтарь, на котором имеет право вести богослужения только папа.


Во время реконструкции архитекторы сумели сохранить античную структуру базилики, и многие ее элементы относят к ранним историческим периодам. В храме можно увидеть гранитные колонны (IV век) у алтаря Святого Причастия, 24 колонны в нефе – фланговые статуи фигур апостолов. В северном трансепте расположен величественный орган XVI века. Колокольни храма датируются XII веком.


Интересные факты

Базилика Сан-Джованни-ин-Латерано хранит удивительные артефакты. Среди них:

Мощи святых Петра и Павла в реликвариях.
Часть ризы Пресвятой Богородицы. Фреска Джиотто с изображением папы Бонифация VIII, который объявляет Юбилейным 1300 год.
4 колонны из храма Соломона, расположенного в Иерусалиме.
Мозаика IV века, изображающая Искупителя.
Частицу кедрового стола, за которым проходила новозаветная Тайная Вечеря (находится в районе Алтаря Святого причастия).
Часть губки, с которой по преданию пил Христос перед распятием.
Усыпальницы 6 пап: Сергия IV, Александра III, Климента XII, Иннокентия III, Мартина V, и Льва XIII.
Особо почитаемая святыня (лестница со следами крови Иисуса, по которой он восходил на суд к Пилату) находится в древней капелле Святая Святых. Она напротив собора.


Как проехать к собору?

Латеранская базилика расположена в юго-восточной части Рима. Расписание работы и месс можно посмотреть на ее официальном сайте . Добраться до храма можно двумя путями:

Пешим шагом от Колизея по улице Via di San Giovanni in Laterano. Маршрут занимает 15 минут.
На метро ехать по линии А до станции San Giovanni. После выхода на поверхность видна древняя окружная стена. За ней находится базилика.

Латеранский собор безупречно красив. Его посещение – важная часть экскурса Риму. Трепетная встреча с прошлым продемонстрирует возможности итальянских мастеров, позволит ощутить силу и энергетику одного из самых почитаемых мест мира.

Латеранский собор онлайн .

Новые предложения каждый день: отелей, апартаментов, вилл и не только...на любой бюджет!

Фото: Кафедральный собор Св. Иоанна Богослова

Фото и описание

Кафедральный собор святого Иоанна Богослова на Амстердам-авеню – четвёртый по величине христианский храм мира. Его строительство ещё не завершено, история возведения колоссального здания напоминает эпопеи средневековых храмов.

Собор относится к Епископальной церкви США – обособившейся в годы войны за независимость ветви англиканской церкви. Главой англикан является британский монарх – поэтому духовенство отложившихся колоний учредило независимую от недавней метрополии церковь. Таким образом, она является протестантской.

В 1887 году епископ Генри Кодмен Поттер выдвинул идею строительства протестантского собора, не уступающего размерами и притягательностью католическому собору святого Патрика, что на Пятой авеню. Проект в византийско-романском стиле разработали архитекторы Джордж Льюис Хейнс и Кристофер Грант Лафарж, строительство начали в 1892 году. С самого начала оно столкнулось с трудностями: из-за слабых грунтов фундамент пришлось заглублять на 22 метра. К 1900 году удалось построить только громадный склеп, в котором и проходили поначалу службы. К 1911 году выяснилось, что первоначальный дизайн здания устарел, византийско-романский стиль вышел из моды. К переделке проекта привлекли архитектора Ральфа Адамса Крэма, сторонника готики, в которой он видел вершину западной архитектуры.

Первый камень нефа был заложен в 1925 году. Нью-Йоркский комитет по сбору средств для строительства собора возглавил адвокат Франклин Делано Рузвельт, который спустя восемь лет стал президентом США. Благодаря собранным деньгам работы продолжались даже в годы Великой депрессии.

Собор был открыт 30 ноября 1941 года, за неделю до нападения Японии на Пёрл-Харбор. В годы войны работы прекратились: епископат счёл, что в тяжёлое время ресурсы церкви лучше тратить на дела милосердия, да и рабочих рук не хватало. Архитектор Крэм ещё лелеял идею замены византийского купола на готические башни, но план так никогда и не был реализован, в соборе соединяются различные архитектурные стили. В 1979 году мэр Нью-Йорка Эдвард Кох пошутил: «Мне говорили, что некоторые из великих соборов строили по пятьсот лет. Мы ещё в первом столетии».

Храм огромен: длиной в два футбольных поля, он вмещает 5 тысяч верующих. Если не знать его истории, можно счесть, что это пример поздней готики северной Франции примерно XIII века. Огромные бронзовые двери западного фасада собора выполнены архитектором и дизайнером Генри Уилсоном. На них изображены сцены из Нового и Ветхого Заветов. Окно-роза над входом – крупнейший в США витраж, художник-монументалист Чарльз Конник изготовил его из десяти тысяч кусочков стекла. Семь часовен собора известны как «часовни языков», они посвящены небесным покровителям различных этносов Нью-Йорка. Рядом – мемориал пожарным, погибшим при исполнении долга.

Возле собора находится скульптура Грега Уайатта «Фонтан мира» – она аллегорически изображает борьбу добра со злом. На табличках вокруг фонтана (в котором никогда нет воды) изображены мыслители и философы: Ганди, Сократ, Эйнштейн, Джон Леннон. В соборе ежегодно отмечают праздник святого Франциска, на котором получают благословение животные – вплоть до верблюдов и слонов.

Мальта пропитанный солнцем крошечный островок посреди Средиземного моря. Но кроме солнца и моря Мальта это еще и древняя и пестрая история, здесь можно увидеть следы самых разных эпох, цивилизаций, народов, великих завоеваний, сокрушительных побед и поражений. О Мальте можно сказать, что это огромный музей, расположенный под открытым небом. А ее столица - Валлетта - жемчужина архитектурного искусства. Здесь за каждым углом затаились свои предания, легенды, загадки и ждут, когда же ими заинтересуются.

Мальтийские острова в 1530 году были подарены Ордену Святого Иоанна Карлом V, императором Священной Римской империи. Это было сделано, для того, чтобы нужды церкви исполнять и для борьбы с врагами святой веры. Бесплодная Мальта, повергшая рыцарей в уныние, которую неоднократно разоряли войска Оттоманской Империи, расцвела и стала сильной и могущественной под покровительством Ордена.

Одной из достопримечательностей Мальты - является собор Святого Иоанна. Собор Святого Иоанна (St. John’s Co-Cathedral) расположен в центре Валлетты на одноименной площади. Это главный храм Ордена Святого Иоанна и посвящен покровителю Ордена Иоанну Крестителю. Середина XVI века время постройки собора. Архитектор Джироламо Кассара (1520 - 1586 гг.) - автор проекта. Выполненный в стиле Барокко в соединении со стилем милитари, собор олицетворяет духовную и военную мощь своего покровителя. Внешний вид собора скромен. 8 часовен храма посвящаются 8 отделениям Ордена Святого Иоанна. Одна из башен особо привлекательна, на ней установлено трое часов, которые показывают время, день и месяц. Внутри же собор поражает своим роскошным убранством и высокими сводами, роспись которых выполнил знаменитый итальянский художник Маттиа Прети. Мраморные надгробия, под которыми похоронены около 400 рыцарей, это пол храма. В соборе St. John’s Co-Cathedral покоятся все Великие магистры Ордена. Могильная плита Великого Магистра Валетта в соборе Святого Иоанна украшена эпитафией, которая гласит, что здесь покоится ла Валетт, который был человеком чести, защищавший Европу, и сумевшим изгнать со своей святой армией варваров. Здесь же указывается, что похоронен он в благословенном городе, который он же и основал. Лишь последний Великий магистр, немец Фердинанд фон Гомпеш, который сдал Мальту французам, не удостоен такой великой чести, быть похороненным в соборе.

256 рыцарей, погибших при Великой Осаде, похоронены во внутреннем дворе Собора.

Знаменит Собор Святого Иоанна еще и тем, что в одной его часовне хранится картина "Усекновение главы Иоанна Крестителя (или Иоанна Предтечи)", величайший шедевр Микеланджело Караваджо.

Также в музее Собора можно увидеть собрание гобеленов, которые выполнены по эскизам художников Рубенса и Пуссена. Часто Собор Святого Иоанна называют кафедральным, т.е. главным - это не так. Кафедральный собор Мальты это собор Мдины.

June 2nd, 2013

Немного истории . Рыцари Ордена Святого Иоанна Иерусалимского прибыли на Мальту в 1530 году. После того как турецкая армия выбила их с острова Родос, рыцари долгих семь лет искали себе новое пристанище. В этих поисках им помогал римский папа Климент VII, и тогда испанский король Карл V великодушно уступил им острова Мальту, Гозо и Комино, входившие в его владения, за что королю от благодарных рыцарей полагалась весьма символическая плата в виде одного охотничьего сокола. К этому времени Орден, получивший свое название от иерусалимского госпиталя «Сакра Инфермерия» во имя Иоанна Крестителя, существовал уже более 400 лет. Во время крестовых походов братство превратилось в военно-монашеский орден, символом которого стал белый крест на красном поле. Четыре конца креста символизируют христианские добродетели, сдержанность, постоянство, смелость и справедливость. Восемь углов мальтийского креста означают, согласно Нагорной проповеди Иисуса Христа, восемь путей достижения блаженства и одновременно соответствуют регионам, входившим в международное братство рыцарей. Приплыв на Мальту, рыцари сразу же взялись за укрепление своего нового пристанища.И когда в 1565 г. турецкая армия попыталась захватить остров, рыцари дали отпор. Так мальтийские рыцари спасли себя и Европу от угрозу вторжения турок. Европейские правители, понимая всю сложность и важность ситуации, послали Мальте помощь, чтобы можно было построить новый город, который был назван в честь Великого Магистра Ла Валлетты. И после его смерти другие магистры поощряли строительство новых особняков и церквей.

Так были возведены самые важные для Ордена здания - дворец Великих магистров и собор Святого Иоанна, которые до сих пор называют «сердцем Валлетты». О них и пойдет далее речь.


Дворец Великого Магистра (Grandmaster"s Palace).


Первоначальное деревянное здание было выстроено в октябре 1569 года. По старинному преданию, участок земли под строительство был подарен Ордену одной благородной мальтийской семьей в вечное пользование за символическую плату - 5 зерен пшеницы и стакан воды из колодца. Каменный вариант (из известняка) Дворца Великого Магистра строился по проекту мальтийского архитектора Джероламо Кассара четыре года, и был закончен в 1575 году

В современном виде он имеет два этажа и занимает целый квартал. Он имеет 97 метров в длину и 83 метр в ширину, что делает его крупнейшим зданием города. Фасад его прост, рыцари не придавали большого значения архитектурному декору, потому только оба портала дворца украшены колоннами.

Обратите внимание на закрытые деревянные зеленые балконы (89 м в длину), они были добавлены в XVIII веке.

У него два просторных внутренних двора.

Больший - двор Нептуна с бронзовой статуей морского бога. Эта статуя была принесена сюда с рыбного рынка в южной части города по воле британского губернатора сэра Джона Гаспара Ле Маршана — лицо статуи похоже на лицо Великого магистра Алофа де Виньякур, по заказу которого и была создана статуя.

Меньший, который напоминает больше сад (здесь же кассы в музеи!) - двор принца Альфреда (названный в честь визита одного из сыновей Королевы Виктории в 1858 году), но он более известен, как двор с часами Пинто.

Часы сами по себе - потрясающий экземпляр: выполненные мальтийским часовщиком Гаэтано Велла в 1745 году, имеют четыре диска и показывают время, день, месяц и фазу луны.

Большая часть парадных залов украшена фризами, изображающими эпизоды из истории ордена иоаннитов; здание хранит гобелены, фрески и бордюры, на которых изображено празднование победы при Большой Осаде. В общей сложности дворец служил резиденцией для 21 великого магистра.

После того, как Мальта была в 1798 оккупирована французами, дворец был разграблен и повреждён, однако в 1800 восстановлен британцами в качестве резиденции губернатора. В 1921 во дворце начались заседания парламента, а с 1976 он является резиденцией президента страны.

Здесь же находится Оружейная палата (Palace Armoury) , где собрано оружие и доспехи различных эпох - Арсенал . Великий Магистр Алоф де Виньякур переместил весь арсенал во дворец в 1604 году.

Рассказывают, что в середине XVIII века здесь хранилось снаряжения достаточно для того, чтобы отправить "на фронт" 25 тысяч воинов. Ныне здесь хранится 5721 предмет, все виды рыцарского оружия, начиная от кинжалов и заканчивая осадными машинами.

Наряду со средневековыми мечами, в музейной экспозиции представлены копья, шпаги, алебарды, пистоли, аркебузы, предметы защитного вооружения и конная амуниция: щиты, кольчуги, попоны, сбруя.

В середине зала - целая рота испанских аркебузиров, фигуры исполнены в натуральную величину и одеты в подлинную форму свиты великого магистра Пьера дель Монте.

За стеклом старинного шкафа - доспехи, которые защищали тело де ла Валлетта во время Великой осады.

Среди прочего там можно видеть меч турецкого пирата и адмирала Османской империи Тургут Рейса.

В Парадные покои (State Rooms) тоже пускают туристов, но не всегда, т. к. дворец используется в представительских целях, галереи украшают портреты Великих магистров и рыцарские доспехи, на полу — гербы магистров.

Кафедральный Собор Святого Иоанна (St. Johns Co-Cathedral) .

Кафедральный собор в стиле барокко был построен между 1573 и 1578 годами по проекту Джероламо Кассара. Освященный в честь Святого Иоанна (Иоанн носит эпитеты Крестителя и Предтечи по двум своим основным функциям — как крестивший Иисуса Христа и как тот, кто пришёл с проповедью прежде него в соответствии с ветхозаветными пророчествами), собор был главным местом рыцарей-иоанитов. До этого кафедральным собором на Мальтийских островах считался собор в Мдине, потому их сравнивали по значению и новый называли Co- Cathedral.

Заказчиком строительства выступил в 1572 году великий магистр ордена Жан де ла Кассьер (Jean de la Cassière), а его возведением занимался военный архитектор Джироламо Кассар.

Само здание с довольно строгим фасадом, а интерьер впечатляет, особенно череда мраморных могильных плит, вмонтированных в пол - это захоронения рыцарей (более 380). В частности, сюда из Церкви Девы Марии Победительницы был перенесен прах основателя города, рыцаря и Великого Магистра - Жана де Валлетта. Здесь похоронены все Великие магистры, кроме последнего, немца Фердинанда фон Гомпеша, сдавшего Мальту французам в 1800 году.

Саркофаги Великих магистров...

Внутренним оформлением храма занимался итальянский рыцарь и художник по-совместительству Маттиа Прети (Mattia Preti). Замысловатая каменная резьба, сводчатый потолок и боковые алтари повествуют о жизни Иоанна Крестителя.

Стены собора покрыты инкрустированным и позолоченным известняком. Главный алтарь украшает мраморная скульптурная группа Крещение Христа.

В соборе расположены восемь богато украшенных часовен, которые посвящены восьми святым покровителям ордена мальтийских рыцарей и соответствуют различным регионам Европы, связанным с их деятельностью.

В музее собора размещена коллекция гобеленов, другие уникальные художественные произведения, в часовне находится знаменитая картина Караваджо "Усекновение головы Иоанна Крестителя" (1608),

за нее живописцу был пожалован Мальтийский крест (кстати, он был мальтийским рыцарем - «рыцарем милости», но недолго... зная его скверный характер, неудивительно, что вскоре его исключили из него).
Согласно библейской истории Иоанн, крестивший Христа, был обезглавлен из-за козней иудейской царевны Иродиады и её дочери Саломеи. Саломея в день рождения Ирода Антипы «плясала и угодила Ироду », а в награду за танец Ирод пообещал Саломее выполнить любую её просьбу. Она по наущению своей матери, которая ненавидела Иоанна за обличение её брака, попросила голову Иоанна Крестителя. Данное обещание следовало выполнить, и к Иоанну был отправлен оруженосец, который отсёк ему голову. Об этом последнем моменте в жизни Иоанна Крестителя (Предтечи) рассказывает картина Караваджо.

Есть в Соборе и ещё одно полотно этого мастера, изображающее Святого Иеронима.

Снимать внутри собора можно - но без вспышки, полотна Караваджо - запрещено.

Собор не только храм Мальтийских рыцарей. Когда победоносные мальтийские войска вошли в Валлетту в сентябре 1800, прервав французскую оккупацию, они вместе со своими командирами собрались в Соборе, чтобы принести благодарность Всевышнему. Здесь молились министры и члены первого независимого Законодательного Собрания в 1921 г. и правили службу после снятия Второй Великой осады.

В годы Второй Мировой войны Собор Св. Иоанна Крестителя серьёзно пострадал во время бомбёжек Валлетты и только чудом уцелел от полного разрушения.

Залитая жарким мальтийским солнцем торговая улица Валлетты своим видом иллюстрирует Библию. Подобное впечатление складывается благодаря неуместному, хотя и ставшему привычным за многие века соседству главной городской церкви и заполненного лотками пространства перед ее входом. Вокруг кафедрального собора Святого Иоанна с раннего утра кипит шумное торжище. Десятки магазинов с застекленными витринами наперебой заманивают проходящих мимо туристов.

Небольшую площадь перед фасадом облюбовали уличные торговцы, разложившие свой нехитрый товар под яркими зонтиками. Наспех сколоченные прилавки, жалкий ширпотреб, многоликая толпа, лавочники с хитрыми лицами выглядят так, словно только что изгнаны Христом из храма. Впрочем, в столице Мальты это случается каждый день: в полдень, когда слышится удар колокола на башне собора, площадь стремительно пустеет.

Главный храм страны по традиции располагается в центре столицы. Наделенный статусом кафедрального, собор Святого Иоанна стал главным святилищем Мальтийского ордена. Великолепие его интерьеров резко контрастирует с внешней суровостью. Являясь самым значительным памятником острова, сегодня он одинаково интересен с точки зрения истории, искусства и архитектуры. Величественное здание ошеломляет величиной, готическими формами и особенно изысканным декором стен, покрытых похожей на лепнину резьбой по камню. Огромный и торжественный храм царит над всей округой, отвлекая внимание от мирской суеты.

Собор Святого Иоанна


Кафедральный собор Валлетты всегда был предметом гордости и неустанной заботы рыцарей. Преподносить богатые подарки и пополнять его казну считалось долгом вновь избранного гроссмейстера и каждого рыцаря после принятия обета или повышения в ранге. Современники отмечали особую щедрость великих магистров, правивших один за другим братьев Рафаэля и Никола Котонеров; их символика в изобилии украшает стены собора. Благодаря великому магистру Грегуару Карафе в храме появился алтарь из мрамора и бронзы. Роскошный подарок был сделан в 1685 году, и тогда его стоимость составляла более 4 тысяч золотых эскудо. Раймонд де Переллос заказал в Голландии гобелены, исполненные по работам великих живописцев Питера Пауля Рубенса, Никола Пуссена и Маттио Прети. Можно только удивляться, как служители смогли сохранить все эти, а также привезенные с Родоса вещи в условиях присутствия захватчиков. Ценность скопившихся за три века сокровищ была настолько велика, что в свое время мальтийский собор называли одной из самых богатых католических церквей.

Храм проектировал и строил Джероламо Кассар на средства, предоставленные великим магистром Жаном де Ласкарисом-Кастелларом. Зимой 1573 года здание было торжественно освящено. Вначале по-монашески скромный фасад украшала единственная изящная деталь – балкон, нависающий над входом и опирающийся на коринфские колонны. В орденские времена портал служил трибуной, откуда великие магистры обращались к народу во время церковных праздников, а герольды громким криком извещали народ об избрании гроссмейстера. Каждую из двух квадратных башенок на фасаде некогда венчал тонкий восьмигранный шпиль, что придавало церкви сходство с замком. Теперь наверший нет, поскольку священники сняли их тотчас после первого налета немецкой авиации, когда опасности подверглись не только детали, но и все здание.

Сегодняшний облик храм обрел через много лет после строительства. Пользуясь рисунками и помощью итальянских мастеров, жители сами украсили священный дом, покрыв узорами гладкие каменные стены. От посетителей главного храма Мальты, как, впрочем, и любого католического собора, требуется определенный внешний вид. Недопустимы, например, голые ноги и обнаженные плечи, хотя женщинам разрешаются брюки, непокрытая голова и блузки с короткими рукавами. Местным эти правила знакомы, а туристки могут сменить шорты на юбки, выдаваемые служителями на входе. Будучи истинными мальтийцами, священники взяли на себя заботу о гостях, предоставляя каждому из входящих экскурсовода, причем совершенно бесплатно.

В пышном убранстве собора выразилась не индивидуальность зодчего, а общие черты характера кавалеров из разных языков. Украшая свои приделы, выделенные капитулом в 1604 году, они явно соревновались в богатстве. Произведения искусства собирались по всей Европе и были настолько совершенными, что удовлетворяли самый взыскательный вкус. Однако наибольшей ценностью являются мастерски исполненные скульптуры, украшающие надгробия великих магистров. В кафедральном соборе Святого Иоанна покоятся все главы ордена, исключая предателя Гомпеша, сдавшего Валлетту французам.

Центральный зал храма окружают приделы – капеллы, или часовни, распределенные между нациями по старшинству. Каждый из них посвящен святому, признанному покровителем данного языка. Небольшие комнаты, предназначенные для уединенных молитв и хранения реликвий, принадлежат братьям из Прованса, Оверни, Франции, Италии, Арагона с Каталонией и Наваррой, Англии, Германии, Кастилии, Леона и Португалии. Ближняя к алтарю издавна именуется капеллой мадонны Филермо. В старину здесь хранилась одна из реликвий ордена, вывезенная с Родоса древняя византийская икона. На самом деле никто не знает, откуда у госпитальеров появился столь древний образ, но почитался он наравне с рукой святого Предтечи. Предания гласят, что живописная Мадонна спасла многих мальтийцев от чумы во время страшной эпидемии 1592 года. Утраченная после ухода рыцарей, эта икона уступила место другой, чуть менее ценной, но тоже изображающей Деву Марию. Раньше она принадлежала итальянскому языку и была подарена мальтийскому отделению ордена родственниками Грегуара Карафы.

Часовню мадонны Филермо отличает богатое убранство: украшения из золота и серебра являются прекрасной оправой для священных реликвий. Большие серебряные ворота таят в себе немало легенд, и одна из них связана с наполеоновскими временами. Как известно, французы настолько активно занялись грабежом храмов, что не заметили, как однажды их опередили местные. Мальтийцы, конечно, не собирались осквернять свою церковь, а всего лишь постарались защитить ее сокровища. Узнав о предстоящем рейде, они пришли прежде солдат и успели за ночь выкрасить драгоценные створки черной краской, отчего те стали выглядеть как чугунные.

В часовне Арагона находится самый эффектный памятник собора – надгробие великого магистра Никола Котонера. Исполненная скульптором Доменико Гвиди в Риме, композиция была переправлена на Мальту. Мраморный постамент с бюстом гроссмейстера опирается на фигуры двух полуобнаженных мужчин, выполненные из белого мрамора в полный рост. Атланты сгибаются под тяжестью пушек, оружия и военных трофеев. За головой главного героя возвышается пирамида, по обе стороны которой изображены парящие ангелы, причем один из них держит в руках герб рода Котонер.

Левая фигура привлекает внимание необычным для этой местности видом. Ваятель изобразил мускулистого человека с гладко выбритой головой и длинным чубом. Такую прическу в свое время носили запорожцы, к которым госпитальеры не имели никакого отношения. По предположению экспертов, моделью для левого атланта послужил польский князь Радзивилл, попавший в плен к туркам, а затем освобожденный рыцарями и какое-то время живший на Мальте.


Микеланджело да Караваджо. Смерть Марии. Фрагмент, 1605–1606


Самая крупная капелла собора – Оратория – в настоящее время является музеем. Ее устройство связано с созданием правого крыла, где с начала XVIII века устраивались собрания рыцарей. Обсуждение текущих дел проходило под звуки одного из трех органов: два других инструмента изначально располагались над алтарем. Помимо богатого убранства, в капелле представлен единственный живописный шедевр Мальты – полотно «Усекновение главы Иоанна Крестителя» кисти Микеланджело да Караваджо. Герой картины почитался христианами как предшественник Иисуса Христа, возвестивший приход мессии. Орден начал существовать под знаком этого святого, и не случайно именно ему посвятили рыцари свой первый большой храм.

Своеобразная манера великого итальянца отразилась в работах не только итальянских, но и западноевропейских мастеров. В XVII веке его искусство стало синонимом свободного творчества, хотя жизнь самого художника зависела от покровителей и обстоятельств. Творческую зрелость Караваджо характеризуют монументальные полотна, написанные для римской церкви Сан-Луиджи деи Франчези. Центральное полотно воспроизводит самое значительное событие из жизни апостола Матфея – призвание, которое на картине Караваджо происходит в мрачном полуподвале с голыми стенами и деревянным столом. Поместив рядом со святым людей из уличной толпы, автор дерзко нарушил канон, зато создал эмоциональное, глубокое по смыслу и превосходное по технике произведение. Необычный драматизм картины заставлял иначе отнестись к знакомой евангельской легенде: сделав простого человека участником таинства, Караваджо показал вторжение света истины в самые низы жизни.

Полотно «Святой Матфей и ангел» было отвергнуто заказчиками, которых покоробил плебейский вид апостола. Позже знатоки по достоинству оценили умение мастера находить соотношение между патетикой и вызывающим натурализмом в деталях.

Гармония, казалось, несовместимых элементов составляет одну из характеристик оригинального стиля Караваджо. Столь же стройное сочетание присутствует в скорбной алтарной композиции «Положение во гроб». Нарочито грубый простонародный облик героев здесь подчеркивает глубину драматического пафоса. Воспроизведенную Караваджо сцену смерти Марии в одноименной картине также отвергли святые отцы, зато по представлению Рубенса купил герцог Мантуи.

Высокая патетика и потрясающая живописная энергия отличают последние работы живописца. Композиция «Усекновение главы Иоанна Крестителя» была написана в 1608 году для кафедрального собора Валлетты, где и находится по сей день. В палитре созданной следом картины «Погребение Святой Лючии» господствуют темные тона, возникшие под влиянием столь же мрачных ощущений художника. Почти все пространство полотна занимает группа людей, собравшихся у каменной стены, чтобы совершить скорбный ритуал – предать земле тело замученной женщины, которую впоследствии объявят святой. К сожалению, полотно сохранилось плохо, но неповторимый почерк великого итальянца прослеживается довольно четко.


Микеланджело да Караваджо. Погребение Святой Лючии, 1608


Караваджо редко обращался к портретному жанру, хотя персонажи его картин всегда исполнялись с натуры и представляли собой индивидуальные, глубоко продуманные образы. Одним из немногих произведений этого жанра стало изображение гроссмейстера Алофа де Виньякура в полном рыцарском облачении. Вопреки ожиданиям, художник представил главу Мальтийского ордена не мудрым правителем, а самодовольным, жестоким человеком, отвернувшим от зрителя сытое, не освященное разумом лицо.

Картины Караваджо приводили в ярость святых отцов, восхищали молодых художников и вызывали зависть у почтенных вельмож, обладавших всем, кроме таланта.

Микеланджело да Караваджо. Портрет Алофа де Виньякура, 1608


Мастер прибыл на Мальту в 1607 году, вынужденно покинув Рим после убийства соперника по игре в мяч. Сменив покровительство кардинала дель Монте на расположение великого магистра Алофа де Виньякура, Караваджо не задержался и на острове. Голодная юность, неудачи, огорчения зрелых лет, последствия глупой дуэли ожесточили его характер. Невероятно талантливый, зато слишком темпераментный и дерзкий, он легко наживал себе врагов; часто завязывал ссоры, мог едкой насмешкой оскорбить противника на игровом поле, невзирая на должности и титулы. Неосмотрительность сыграла с ним злую шутку в Риме, и нечто подобное случилось на Мальте, где гениального живописца поначалу ожидала удача. Звание кавалера Мальтийского ордена, покровительство гроссмейстера, обилие заказов – все блага были утрачены после ссоры с влиятельным завистником. Преследования врагов привели Караваджо сначала в тюрьму, а затем заставили бежать на Сицилию. Спасаясь от наемных убийц, он больше года скитался по городам Южной Италии, пока не получил уверение в помощи покровителей, обещавших вымолить прощение папы. Обретя надежду, мастер направился в сторону Рима, но в пути заболел лихорадкой и умер, закончив земной путь в захолустном городке Порто д’Эрколе.

В 1661 году на Мальту прибыл еще один замечательный художник – Маттио Прети, к тому времени имевший репутацию лучшего в Италии специалиста по настенной живописи. Предложив ордену расписать свод храма на собственные деньги, он не только получил заказ, но и был посвящен в рыцари.

Знаменитый итальянец прожил в Валлетте 38 лет, посвятив все это время росписи кафедрального собора. Разделенный на части свод нефа был расписан сценами из жизни ордена; одновременно создавались эскизы для великолепного резного орнамента часовни Богоматери. Из уважения к заслугам Эль-Калабрезе, как называли художника служители, епископ согласился отступить от правил и похоронить его в храме, слева от главного входа. Сегодня в музее изящных искусств Валлетты работает постоянная выставка работ Маттио Прети, среди которых особенно выделяется картина «Мученичество святой Екатерины».

Орден госпитальеров составляли 8 языков, символично отраженных в окончаниях мальтийского креста. Такая же аналогия прослеживается в количестве капелл кафедрального собора. В каждой из них постоянно горит лампада, озаряющая большую картину и памятник одному или нескольким великим магистрам, происходившим из данного языка.

В настоящее время собор хранит в себе могилы 356 рыцарей. Гробницы прославленных членов ордена находятся под плитами из цветного мрамора. Подобно потолку, пол собора имеет как историческую, так и художественную ценность. В этом месте его сплошь покрывают мозаичные картины с изображением похоронных процессий, морских битв, кипарисов над могилами, тюрем, где при жизни томились покойные, черепов, резвящихся амуров и ангелов, держащих в руках лавровые венки. Над каждым надгробием помещен рыцарский герб с восьмиконечным крестом и девиз, выписанный красивыми золотыми буквами.

Запертая огромным замком чугунная решетка преграждает путь в склеп, где покоятся 26 из 28 глав Мальтийского ордена. Двое из них – Дидье де Сен-Жайль и Фердинанд фон Гомпеш – скончались за пределами Мальты. Однако последний из-за предательства не нашел бы покой рядом с достойными предшественниками, даже если бы умер на родине. В то же время честь быть похороненным в соборе заслужил простой рыцарь Оливер Старки, единственный находящийся здесь нетитулованный покойник. Право расположиться после смерти среди великих магистров ему предоставил совет ордена, оценивший храбрость секретаря ла Валлетта во время Великой осады.

Могилы гроссмейстеров по средневековой традиции находятся в крипте, занимающей подвальное помещение с низким сводчатым потолком. Одно из многих установленных в ней скульптурных надгробий воспроизводит облик легендарного де ла Валлетта. Погребальный монумент основателя столицы Мальты выполнен из черного мрамора. Неизвестно, что именно хотел выразить скульптор, изобразив лежащего рыцаря с приподнятой рукой, но памятник вызывает мрачные ощущения. При взгляде на него, невольно представляется картина процессии людей, заносящих тело в склеп при тусклом свете факелов.

Все реальные и чудесные истории хорошо известны служителям кафедрального собора. Священники-гиды часто сопровождают легенды рассказами о собственной жизни, охотно демонстрируют фотографии и всегда завершают экскурсию фразой: «I would accept a small donation…» («Я приму небольшое пожертвование»). Далеких от католицизма посетителей смущает столь резкий переход от благости к унылой правде жизни. Многие при этих словах спешно ретируются, но большинство не жалеет нескольких лир, понимая, что щедрость является далеко не худшим человеческим качеством, и показав ее в храме, человек будет непременно вознагражден.

Музейные экспозиции занимают почти все второстепенные помещения собора. В открытых и стеклянных витринах представлены гобелены в основном итальянской работы, церковная утварь и одежда разных времен. Роскошные одеяния католических священников до сих пор сияют белыми, черными и пунцовыми красками. На фоне ярких оттенков эффектно смотрятся золотые узоры, повторяющие орнамент стен собора. Среди перевитых лент и розеток четко выделяются двуглавые орлы, мальтийские кресты, кусты хлопка как символ рода Котонер – покровителя ордена.

В одном из залов можно увидеть старинные ноты, написанные знаками в виде больших прямоугольников. Над ними склоняются немногие из гостей, хотя любителей музыки эти вещи привлекают гораздо больше, чем мрачные монументы, подобные горке из человеческих черепов, устроенной во внутреннем дворе храма. Если гость решится потратить на осмотр выставки целый день, то к вечеру его старания будут вознаграждены приятным отдыхом. Мессы в главной церкви Мальты проводятся регулярно, и нередко их читает лично архиепископ, проповедь которого сопровождается звуками органа и пением хора.


| |