Карлов мост и предсказания астрологов. Сбылись или нет? Скульптуры на Карловом мосту – музей, который открыт для всех посетителей Праги Карлов мост описание

Среди мест, обязательных к посещению в Праге, одно из главных - это Карлов мост. Побывать в Праге, и не пройтись по нему, это все равно, что побывать в Москве и не сходить на Красную площадь, В Париже - не увидеть Эйфелеву башню, в Лондоне - проигнорировать Биг-Бен, а в Нью-Йорке - Статую Свободы.

Карлов мост - это действительно визитка Праги и одно из самых легендарных и посещаемых мест. И уж сколько легенд о нем сложено, сколько историй на нем произошло, сколько с ним всего связано - пересказать это все невозможно. Свой современный вид мост приобрел в 17 веке, именно тогда здесь появились его знаменитые статуи, без которых сегодня трудно представить сегодня его облик. Кстати, называть мост в честь императора Карла стали только в 18 веке, а до этого он носил название Пражского.


Карлов мост соединяет важнейшие туристические объекты Праги - Пражский град и Старе место, да и сам является ключевым туристическим объектом. Построен он рядом с тем местом, где раньше был брод, через него переправлялись местные жители еще до того, как возник и мост, и даже город. Согласно одной из версий, название «прага» происходит от слова «праг» - порог, так как на порогах Влтавы были броды, через которые местные крестьяне не только переходили сами, но и переводили путников. Один из таких порогов - бродов и сейчас виден с Карлова моста.


Когда же Прага в средние века выросла в сильный укрепленный город, потребовался мост. Первоначально здесь возвели деревянный мост, но спустя полтора столетия на его месте появился первый каменный мост, который имел красивое название - Юдифин (Юдифь или Юдита - так звали чешскую королеву, супругу короля Владислава). Это сегодня в Праге насчитывается 18 мостов, а в раннее средневековье Юдифин мост был единственным, имея очень важное стратегическое значение. Поэтому, когда в результате наводнения его снесло, император Карл (он же - самый знаменитый чешский король, он же - император Священной римской империи германской нации) всерьез озадачился постройкой нового моста. По задумке Карла, этот мост должен был простоять века, поэтому он обратился к магам и астрологам, которые и посоветовали ему обратить внимание на магический треугольник - цифровой палиндром, на котором расположены только нечетные числа от 1 до 9 в прямом и обратном порядке. Соответственно, дата строительства - 1357 год, 9 день, 7 месяц (июль), 5 часов, 31 минута.


Карл был очень суеверным и ждал нужной даты несколько лет, и вот, в указанный срок им лично был заложен первый камень в опору нового моста. Для строительства моста был приглашен молодой архитектор Петр Парлерж. Во многом именно его стараниями Прага приобрела свой неповторимый облик, ведь он построил Собор святого Вита, Староместскую башню (ворота Карлова моста) и многие другие прекрасные памятники архитектуры, сохранившиеся до нашего времени.
Рассказывают, что строительство приобрело просто государственные масштабы: для особенно крепкого цемента в него добавляли сырые яйца. Из каждого города, каждого поселка, каждого крестьянского двора потянулись обозы, груженые корзинами с яйцами. С этим связан и небольшой исторический анекдот: жители города Велвара, обеспокоенные тем, что яйца могут разбиться в дороге, решили их... сварить. Каково же было удивление строителей, когда они обнаружили вареные яйца. С тех пор долго еще вся Прага и Чехия смеялась на велварцами.


По легенде при строительстве не обошлось без помощи нечистой силы. Для того, чтобы построить мост, Парлерж обратился за помощью к самому дьяволу, тот обещал помочь, но запросил высокую цену - душу того, кто первым пройдет по готовому мосту. Прошло несколько лет, великолепный крепкий мост построен всем на удивление, Парлерж совсем забыл о своем обещании, и вот торжественное открытие моста в присутствии коронованных особ, знати, всех горожан. Первой по мосту должна была пройти торжественная процессия, но вдруг из нее вперед вырывается мальчик - сын архитектора. В тот момент он и вспомнил о договоре с дьяволом. На счастье рядом стояла корзина, в которой сидел петух. Парлерж выпустил на мост петуха, и тот стал первым, кто пересек это строение. Так дьявол заполучил душу петуха.
Одновременно с мостом была возведена башня, которая сегодня получила название Староместской, так как выход в Старе место (Старый город) проходит через ее арку. Башня эта считается шедевром готической архитектуры, а рассматривать ее, расшифровывая различные символы, можно очень долго. Оставлю эти загадки на долю туристов, которым еще предстоит побывать здесь. С внешней стороны башня украшена скульптурами: в первом ряду (второй этаж) расположены скульптуры, изображающие королей Карла и его сына Вацлава, между которыми, чуть выше - святой Вит, считающийся покровителем моста. Под ними расположены щиты с изображениями гербов всех тех земель, которые входили в состав огромной империи Карла. На третьем этаже (второй ряд скульптур) расположены скульптурные изображения покровителей города и страны - святых Войцеха и Сигизмунда.


Как и в любых готических средневековых сооружениях, здесь зашифровано множество посланий, присутствуем множество символов, смысл некоторых известен, других - вызывает споры. Ворота башни выполнены в форме стрельчатой арки, сетчатый свод (вот он - узнаваемый «почерк» Парлежа: этот свод очень похож на свод собора св. Вита) украшен фресками, а в боковой стене есть вход. По очень узкой винтовой лестнице можно подняться наверх, к смотровой площадке.


Внутри башни в разное время находились тюрьма и караульная служба, в задачи которой входило не только охранять проход через арку, но и поднимать и опускать тяжелые железные ворота. Сейчас этих ворот нет, но в напоминание об этой службе здесь можно встретить юношей в форме караульных швейцарцев (фото сделано 3 года назад, в этом году караульных мы не видели).


На противоположной стороне моста также находятся две башни. Одна из них (та, что повыше) весьма похожа на Староместскую. Ее спустя столетие после Староместской возвели по приказу короля Иржи из рода Подебрадов, придав мосту симметричность. Но более интересна вторая башня, та, которая пониже. Впервые она упоминается в начале 13 века и называется Юдифина, так как стояла еще во времена первого (одноименного) моста. Первоначально она была выполнена в романском стиле, но позже ее перестроили. Это строение считается одним из самых ранних сооружений города, сохранившихся до наших дней. Между ними находятся мощные арочные ворота, соединяющие две башни и открывающие путь по Мостецкой улице к Малостранской площади. Башни также называются Малостранскими.


Ну и теперь пришло время пройтись по самому мосту, длина которого - 520 метров. Мост только в прошлом столетии стал пешеходным, а до этого по нему даже ходил трамвай. В средние века, чтобы оправдать огромные расходы на строительство, с простых людей за проход по мосту брали плату, также здесь устраивались ярмарки и даже рыцарские турниры. Основой моста являются 16 мощнейших арок, и примечательно, что под одной из них протекает не Влтава, а ее искусственный приток - речка Чертовка, которую из близко расположенных домов нередко называют Пражской Венецией - действительно, вид очень красивый и романтичный.


Сам мост представляет собой галерею скульптур на религиозную тематику. Помнится, когда я несколько лет назад впервые была в Праге, была невыносимая жара, и мы всей группой, слушая гида, перебегали от одной скульптуры к другой, прячась в их тени от солнца. Но, конечно, главное их предназначение не в этом. Статуи здесь были установлены в начале 18 века, их авторами были известнейшие мастера своего времени, но сейчас на мосту в основном находятся копии статуй, чтобы сохранить оригиналы от воздействия внешней среды и разрушений.


Одна из главных достопримечательностей - статуя Яна Непомуцкого. Этот святой считается главным покровителем Чехии, и встретить его изображение можно практически в любом чешском храме, в любом чешском городе и населенном пункте. Узнать его легко по нимбу с пятью звездами, а история его такова: это был весьма авторитетный и уважаемый священнослужитель, помогавший сиротам, бедным и обездоленным. Он также был и духовником супруги короля чешского Вацлава IV Жанны Баварской. Жанна была прекрасна, а Вацлав ревнив и жесток (к слову, другую свою жену Софию он из ревности отдал на растерзание собакам). Вацлаву очень хотелось узнать о сердечных тайнах Жанны, но Ян Непомуцкий не выдал тайны исповеди королевы. За это его жестоко пытали, а потом выбросили с моста во Влтаву. В месте, где ночью тайно было сброшено тело мученика, утром образовалась дымка или туман, принявшая форму тела Яна, и засияли пять звезд, ставшие непременными атрибутами иконографии святого.


Убийство Яна Непомуцкого вызвало большой резонанс и даже восстание против Вацлава, в результате которого он был изгнан с чешского престола. На мосту в том месте, где был сброшен святой, установлена решетка и вмонтирован небольшой крест. Считается, что если приложиться к кресту и загадать желание, очень попросив об этом святого, то оно непременно исполнится. Только придется немного подождать, ведь ежедневно по нему проходят сотни, если не тысячи человек, и каждый хочет попросить желание. Иногда здесь даже образуется очередь.


Многочисленные толпы туристов привлекают здесь и разного рода карманников, воришек. В Праге есть несколько мест, где за сумкой и кошельком нужно смотреть очень внимательно, и Карлов мост - первый в этом списке. Это место всегда многолюдно, и застать его пустым можно только самым ранним утром.


А еще сегодня Карлов мост - это место, где выставляют свои картины современные художники, где подрабатывают уличными выступлениями музыканты, где продаются различные сувениры, безделушки и прочее. Вся эта творческая атмосфера в сочетании с необыкновенной положительной энергетикой (об этом сказал посетивший в 1990 году Карлов мост сам Далай-Лама, назвавший его «центром вселенной»!), создает удивительный характер этого места, притягивающего, словно магнитом. Я думаю, невозможно найти человека, который побывал бы здесь и не хотел вернуться вновь.

Доехать до него из любого конца города просто - прямо перед Староместской мостовой башней на площади Крестоносцев останавливаются трамваи № 17 и 18, а по обе стороны моста - выход с двух станций метро: Староместской и Малостранской (ветка А)

Отели в Праге: цены, отзывы, бронирование

Малостранские и Староместская мостовые башни были единственным украшением Карлова моста до тех пор, пока в XVII веке на нем не начали устанавливать скульптуры. На перилах моста расположились 30 статуй и скульптурных групп святых, а статуя рыцаря Брунцвика стоит не на перилах моста, а на его опоре.

В основном скульптуры были созданы в период с 1683 по 1714 годы во время правления австрийской династии Габсбургов, которая, опираясь на католицизм, старалась подчинить себе чешский народ и подавить опасные для нее протестные гуситские настроения. Поэтому скульптуры объединены одной общей идеей - прославление католической веры. Они ваялись несколькими именитыми мастерами и Карлов мост оказался местом соревнования двух главных скульптурных концепций того времени: скульптуры Брокофов выражают Мощь, а творения Матиаша Брауна - Изящество.

28 статуй из 31 были изготовлены из мягкого и недолговечного песчаника, поэтому в целях защиты от порчи и разрушения их заменяют копиями, а оригиналы размещают на хранение в Лапидарии Национального музея в пражском районе Голешовице

Святой Антоний Падуанский, небесный помощник в обретении потерянных вещей, покровитель бедных и путешествующих, изображен в рясе ордена францисканцев с металлической лилией в одной руке и Младенцем Иисусом в другой.


Святой Иуда Фаддей, один из первых 12 апостолов (1708 год, Ян Майер).

В Средние века апостол Иуда считался сыном Иосифа Плотника от первого брака и, следовательно, сводным братом самого Иисуса Христа. Современные библеисты полагают апостола Иуду Фаддея и Иуду, «брата Господня», разными лицами.

В Евангелии от Иоанна Иуда Фаддей на Тайной Вечере задает вопрос Иисусу о его грядущем воскресении, при этом он назван «Иуда, не Искариот», чтобы отличить его от Иуды - предателя. Поскольку Святого Иуду Фаддея часто путали с Иудой Искариотом, предавшим Христа, его почитание никогда не было особо широко распространено. По этой причине Иуда Фаддей считается в католической традиции покровителем людей, попавших в тяжелое и безвыходное положение, незаслуженно забытых и попавших в немилость, страдающих от всеобщего непонимания.

Апостол известен проповеднической деятельностью на территории Малой Азии, Месопотамии, Персии и в Армении, где во второй половине I века принял мученическую смерть от рук язычников - был забит дубинами. Поэтому Святой Иуда Фаддей на скульптуре изображен опирающимся на дубину с Евангелием в руке.

Святой Августин Блаженный, христианский теолог и философ, ученый и проповедник, один из Отцов церкви и основатель августинизма (1708 год, Иероним Кол, копия). Он был одним из двух выдающихся богословов, получившим эпитет Блаженный - человек, которого Западная Церковь считает спасенным и пребывающим на небесах.

Августин родился в 354 году в Северной Африке, близ Карфагена , где и провел большую часть своей жизни. Будучи епископом, много проповедовал, вел борьбу с религиозной ересью, написал большое количество духовных книг, а о его доброте к простым людям ходили легенды. Поэтому нищенствующий монашеский орден, созданный в XIII веке по уставу Святого Августина и повторяющий образ жизни Святых Апостолов, носит имя этого святого – орден августинцев.

На скульптуре Карлова моста Святой Августин Блаженный изображен в епископском одеянии с пылающим сердцем в руке, правой ногой наступивший на еретические книги.


Святой Каетан, основатель ордена театинцев, защитник людей от чумы (1709 год, Фердинанд Брокоф).

Каетан Тиенский родился в итальянском городе Виченца в 1480 году и, имея ученую степень доктора права, был секретарем одного из наиболее воинственных римских пап Юлия II. Приняв сан священника, в 1524 году основал мужской орден театинцев. Это первый орден нового типа, при вступлении в который священники давали традиционные монашеские обеты бедности, целомудрия и послушания, однако не уходили от мира, а продолжали исполнять обязанности приходских священников. Главной целью ордена было духовное и религиозное образование простых людей, а также оказание помощи бедным и больным чумой.

Скульптурная композиция на Карловом мосту символизирует Святую Троицу. Окутанный облаками из камня обелиск, имеющий три грани, расположен позади Святого Каетана и очень похож на чумной столб, который по католическим традициям воздвигался в благодарность небесным покровителям за изгнание чумы. Над обелиском кружат маленькие ангелы и держат массивное, пламенное сердце. В руках у Святого Каетана находится распахнутое Евангелие.

Единственная скульптура Карлова моста из белого мрамора – Святой Филипп Бениций, основатель и генерал ордена сервитов (1714 год, Михал Мандл).

Филипп Бениций был одним из 7 юношей из знатных флорентийских семей, состоявших в братстве для совместных молитв и духовных упражнений. На праздник Успения 1233 года они приняли решение создать новый орден «служителей Девы Марии», который стал бы духовным примером для жителей Флоренции, погрязшей в то время в междоусобных распрях. Орден сервитов - единственный из католических орденов, который основан сразу группой, а не одним или двумя людьми.

Филипп Бениций, став генералом ордена в 1267 году, много сделал для укрепления, распространения и сохранения ордена, совершая многочисленные миссионерские поездки по всей Европе от Испании до Польши. Легенда гласит, что после смерти одного из пап римских, Филипп Бениций считался наиболее подходящей кандидатурой на место понтифика. Но будучи очень скромным человеком и полагая себя не достойным столь высокой миссии, прятался в пещере, пока не был избран другой папа. Надпись на постаменте скульптуры подтверждает эту легенду: «Пятый генерал ордена сервитов Святой Филипп Бениций любим Богом за скромность».

На скульптуре Святой Филипп одет в традиционные для ордена сервитов белые одежды, в левой руке он держит ветку лилии, крест и книгу, а у его ног положена тиара, символизирующая отвергнутый титул папы римского.

Святой Вит, раннехристианский римский мученик, покровитель Чешских земель, именем которого назван кафедральный собор в Пражском Граде (1714 год, Фердинанд Брокоф).

Будучи сыном римского сенатора-язычника с Сицилии, мальчик принял христианство под влиянием своего наставника, которого убили на глазах Вита за исповедование Христа. Но это событие только усилило веру будущего святого и стремление обратить сограждан к милосердию и любви Христовой. Легенда гласит, что изгнавший из души императора Диоклетиана бесов Вит отказался молиться римским богам, за что был посажен в клетку к свирепым львам. Но звери не тронули Вита и тогда в 303 году его бросили в котел с кипящим маслом.

В средневековой Европе существовало поверье, по которому можно было обрести здоровье, танцуя перед статуей Святого Вита в день его именин 15 июня. С той поры праведник считается покровителем танцующих и хранителем от болезни, называемой «пляской Святого Вита».

На скульптуре Святой Вит в одежде римского горожанина и средневековом головном уборе стоит на постаменте в виде скалы с пещерой, на которой расположились львы, изображенные не свирепыми и кровожадными хищниками, а испытывающими симпатию к своему пленнику и как бы защищающими его. Один из львов светлее других, потому что его реставрировали по экспериментальной лазерной технологии, которую потом решили не применять.

Последняя скульптура на северной стороне Карлова моста – Спаситель и Святые Косма и Дамиан, врачеватели, целители и чудотворцы, покровители врачей и хирургов (1709 год, Ян Майер).

Братья Косма и Дамиан жили и врачевали во второй половине III века на территории современной Турции и Сирии. Одно из самых известных деяний святых - операция по замене ампутированной язвенной ноги ногой недавно умершего мавра. Они не принимали за свои услуги никакой платы, за что назывались бессребрениками, и, являясь христианами, многих обращали к вере во Христа. Во время гонений на христиан при римском императоре Диоклетиане, братья были схвачены за проповедование и распространение этой религии, подвергнуты пыткам и, в конце концов, обезглавлены.

Композиция скульптуры построена таким образом, что братья стоят по обе стороны от Спасителя. Каждая из фигур располагается на отдельном постаменте, и первоначально может показаться, что скульптура не смотрится как единое целое и каждая статуя индивидуальна. Косма и Дамиан - братья-близнецы, поэтому неизвестно каким образом было установлено, что Косма стоит справа от Спасителя, а Дамиан это тот, что стоит слева. Они одеты в университетские мантии, держат мученические ветви и медицинские ступки с надписями: «Это лекарство жизни» и «Так зародилось искусство врачевания». В центре находится Спаситель, он опирается на крест, надпись на котором гласит следующее: «В этом кресте есть наше спасение».

Теперь, если идти в обратном направлении, от Малостранских мостовых башен к Староместской мостовой башне, то на южной стороне Карлова моста его скульптуры расположились в следующем порядке: Святой Вацлав, князь и покровитель земли чешской, многое сделавший для распространения христианства в Чехии (1858 год, Йозеф Бём).

Вацлав был воспитан в христианской вере своей бабушкой Святой Людмилой. Стал чешским князем в 924 году и период его правления был временем значительного расцвета чешского государства, а сам он упоминается как усердный христианин, который освобождал заключенных, подавал милостыню бедным и утешал больных, способствовал тому, чтобы в Чехии проводилась литургия, как на славянском, так и на латинском языке. Был убит родным братом, воспитанным в языческих традициях.

Святой Вацлав стоит, опираясь на левую ногу, правая нога согнута в колене и чуть отведена в сторону. На его левой руке висит щит, изображающий герб с эмблемой орла и этой же рукой он словно «обнимает» знамя. Вацлав облачен в княжескую одежду, голова увенчана короной . Шея князя вытянута, подбородок устремлен чуть вверх, глаза закрыты, руки сложены перед собой: он совершает молитву, плотно прижав ладони друг к другу. Поза подчеркивает его приверженность христианству.

Заказчиком скульптуры выступало пражское общество слепых, о чем свидетельствует надпись на постаменте: «В память о праздновании 25-летнего юбилея со дня основания общества слепых, состоявшегося в Праге 4 октября 1857 года».

Скульптурная группа Святых Иоанна де Мата, Феликса де Валуа и Иоанна Чешского, часто называемая Пражский Турок (1714 год, Фердинанд Брокоф).

Французский богослов Иоанн (Жан) де Мата и пустынник Феликс де Валуа основали в 1198 году католический нищенствующий монашеский орден тринитариев для выкупа пленных христиан из мусульманского плена. Средства для выкупа монахи добывали сбором милостыни, но нередки были случаи, когда тринитарии отдавали себя самих в рабство за освобождение пленников. Достоверно установлено, что за 437 лет Орден Тринитарии (Пресвятой Троицы) выкупил из мусульманского плена 30 732 невольника, и среди них автора романа «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский» Мигеля де Сервантеса.

Святой Иоанн Чешский, или, как его еще называют, Иван под Скалой был первым пустынником не только земли Чешской, но и всего славянского мира, живший в густом лесу у подножия горы недалеко от современной Праги в IX веке.

Скульптурная композиция изображает скалу с пещерой, в которой за решеткой томятся и просят о пощаде трое пленных христиан, которых стерегут собака и Турок, олицетворяющий мусульман. Картуш с изображением ангела над пещерой одной рукой держит Святой Феликс де Валуа, подавая другую руку освобожденному узнику. Над Турком стоит Святой Иоанн де Мата с символическими кандалами, рядом с ним священный олень с крестом между рогами. Сидя на вершине скалы, на происходящее взирает первый славянский пустынник Иоанн Чешский с золотым крестом в руках.

Святой Войтех, второй епископ Праги, покровитель Чехии, более известный в Европе под именем Адальберт Пражский (1709 год, Михаил Брокоф, копия).

Войтех родился в 955 году болезненным, и его родители из могущественного чешского княжеского рода Славниковичей в стремлении исцелить младенца положили его на алтарь Девы Марии. Случилось чудо излечения, и в благодарность за спасение Войтеха определили служению Церкви и святому Римскому Престолу. Когда Войтех учился в монастырской школе, его духовным наставником был Адальберт Магдебургский, который и дал Войтеху при миропомазании имя своего небесного покровителя. В 982 году против желания Войтех был избран пражским епископом. Жил в добровольной бедности, активно боролся с языческими верованиями, которые все еще были сильны в Чехии, по всей стране создавал мужские монастыри и монашеские ордена, отличался ревностным служением церкви. Пражане несколько раз изгоняли из города своего епископа, требовавшего слишком строгого соблюдения церковных канонов. После очередного изгнания Войтех проповедовал христианство неподалеку от нынешнего Калининграда, где и встретил свою смерть от рук прусских язычников. После гибели его останки были выкуплены чешским князем Болеславом Храбрым, причем вес выплаченного золота равнялся весу мощей великомученика, которые и сейчас находятся в кафедральном соборе Святого Вита в Пражском Граде.

На скульптуре Святой Войтех изображен в облачении архиепископа с Евангелием в левой руке.

Оригинал скульптуры хранится в «Горлице» Вышеграда.

Видение Святой Луитгарды, монахини цистерцианского ордена, покровительницы людей с ограниченными возможностями (1710 год, Матиаш Браун, копия).

Родилась Луитгарда в Бельгии в 1182 году, двенадцатилетней девочкой ее отдали в бенедиктинский монастырь, а в уже в 23 года она стала настоятельницей монастыря. К ордену цистерцианцев, известных своими строгими порядками, Луитгарда присоединилась в 1208 году. В последние годы жизни монахиня ослепла, но не прекращала встречаться с людьми, помогала и исцеляла их. В предании говорится, что перед смертью Луитгарде было видение, в котором к ней пришел Иисус Христос сообщить о ее смерти. Он склонился над слепой монахиней, чтобы она смогла исцелить его раны своим поцелуем. После этого Луитгарда и Иисус обменялись сердцами.

Это видение и было воплощено в скульптуре: Иисус сам пришел за Луитгардой; она несла радость людям, но ее жизнь и служба на земле уже закончились. Склонившись над святой, Иисус просит ее о последнем деянии – исцелить его самого.

Святой Николай Толентинский, монах - августинец, который лечил безнадежно больных хлебом, осененным крестом (1708 год, Иероним Кол, копия).

Родился в 1245 году и уже в отрочестве был отдан родителями в монастырь августинцев итальянского города Толентино, где и провел всю свою жизнь. Прославился аскетической жизнью, пророческими видениями и самоотверженным служением ближним. Призывал к миру в раздираемом противоречиями между гибеллинами и гвельфами городе. Согласно житию святого, однажды, ослабев после сурового поста, он увидел Деву Марию и Святого Августина, которые велели ему начертить на хлебе знак креста, намочить его в воде и съесть, что привело к немедленному выздоровлению. После этого монах начал раздавать такие хлеба больным, и с тех пор у августинцев существует обычай распространять «хлеб Святого Николая».

На скульпторе Святой Николай Толентинский изображен в традиционном одеянии монаха - августинца с лилией в одной руке и хлебом в другой. Чашу с хлебами, способными исцелять больных и спасать от недугов, держит ангел.


Святые Винсент Феррер и Прокоп Сазавский, добровольно принявшие суровую жизнь аскета и обратившие в христианство тысячи язычников, иудеев и арабов (1712 год, Фердинанд Брокоф).

Винсент Феррер родился в 1350 году в испанской дворянской семье и в 18-летнем возрасте вступил в орден доминиканцев. Во время Великого Раскола предпринимал все возможное для сохранения мира и единства Церкви, хотя первоначально выступал в поддержку авиньонской партии и антипапы. Практиковал суровые аскетические практики, круглый год соблюдал строгий пост, спал на голой земле, передвигался только пешком.
Начиная с 1401 года, Винсент Феррер посвящает себя миссионерской деятельности среди катаров Франции, Италии и Швейцарии. Его проповеди вернули в католицизм большое число отступников, а проповедь против тщеславия привела к тому, что знатные дамы Лигурии перестали носить пышные прически.

Прокоп Сазавский, один из самых известных чешских национальных святых, родился в 970 году в семье мелкопоместных дворян. С юных лет изучал духовные книги и став священником, ушел в пражский монастырь бенедиктинцев. Позднее предпочел жизнь отшельника и поселился в лесу на берегу реки Сазавы, где много молился и работал: выкорчевывал деревья и возделывал землю. Среди местных жителей ходили легенды, что пустынник Прокоп пашет землю на впряженном в плуг черте, погоняя его крестом. Постепенно у Прокопа появились ученики, через некоторое время вокруг его пещеры возникло небольшое монашеское поселение, из которого позднее возник Сазавский монастырь, первым настоятелем которого стал Святой Прокоп. Монастырь был центром славянской культуры и последним местом в Чехии, где совершалось богослужение на церковнославянском языке.

На скульптуре Святой Винсент Феррер в доминиканских одеждах одной рукой изгоняет дьявола из человека, стоящего перед ним на коленах, а другой воскрешает из мертвых усопшего, лежащего в могиле. Святой Прокоп Сазавский в аббатском облечении держит жезл над укрощенным крылатым сатаной. Барельефы пьедестала изображают турка, иудея и черта, которые также символически находятся под пятой святых.

Святой Франциск Ассизский, католический монах и проповедник, основатель названного его именем нищенствующего ордена францисканцев (1855 год, Эмануил Макс).

Родился в 1182 году в итальянском городе Ассизи в семье богатого торговца шелком, который часто ездил по делам во Францию, в память которой и назвал своего сына Франциском. В молодости вел разгульную жизнь богатого наследника, но в 24 года, после ряда видений, полностью посвятил себя Богу, начал жить в крайней бедности, ухаживал за прокаженными, собственными руками восстанавливал разрушенные часовни, проповедовал в Испании, Южной Франции, Египте, Палестине. В 1209 году основал орден францисканцев с целью проповеди в народе апостольской бедности, аскетизма, любви к ближнему.

На скульптуре Святой Франциск Ассизский облачен в монашескую рясу с капюшоном, на его ладонях и груди отчетливо заметны стигматы - кровоточащие язвы-знаки, которые открываются на теле в тех местах, где располагались раны распятого Иисуса Христа. Постамент со статуей святого выдвинут чуть вперед, за его спиной и по бокам - два ангела-хранителя. Один из них плотно прижимает к себе обеими руками огромную книгу – библию. Постамент статуи увенчан надписью: «Святому Франциску Ассизскому в благодарность за чудесное спасение императора Франца Иосифа в феврале 1853 года».

Святая Людмила , чешская княгиня, первая мученица и первая покровительница Чехии (1720 год, Матиаш Браун, копия).

Будучи дочерью сербского князя-язычника, стала женой чешского князя Борживоя и вместе с ним приняла крещение от самого Мефодия в 871 году. Вела строгую, благочестивую жизнь, обращала чешский народ в христианство, сохранила в стране славянское богослужение. Воспитала в духе христианства своего внука, будущего князя Святого Вацлава. В 921 году, по приказу невестки-язычницы, была задушена во время молитвы собственной вуалью.

В центре скульптурной композиции возвышается величественная статуя Святой Людмилы, справа от нее стоит юный Вацлав, на его голове надета корона - свидетельство будущего пребывания на троне, а слева расположился маленький ангел-хранитель. В левой руке великомученица крепко сжимает вуаль, которой будет задушена, а правой указывает на библию, по которой учит читать Вацлава. Постамент скульптуры украшает барельеф, отображающий момент убийства князя Вацлава родным братом-язычником.

Оригинал скульптуры хранится в «Горлице» Вышеграда.

Раньше на этом месте стояла скульптура Святого Вацлава в окружении ангелов, которая обрушилась во Влтаву при наводнении 1784 года. Теперь она хранится в Лапидарии Национального музея.

Святой Франсиско Борджиа, один из самых успешных и лучших генералов ордена иезуитов (1710 год, Фердинанд Брокоф).

Родился в 1510 году в семье из знатного каталонского рода Борджиа , воспитывался как придворный кавалер при дворе своего дяди короля Арагонского. После смерти императрицы Священной Римской империи Изабеллы Португальской, у которой был советником, заявил, что больше никогда не будет служить смертному господину, отказался от всех мирских званий и вступил в орден иезуитов. В 1565 году был избран третьим генералом ордена и этот день называл днем своего распятия. Внес значительный вклад в развитие религии, организовал правильную подготовку послушников, основал миссии ордена иезуитов в Перу, Мексике и во Флориде.

На скульптуре Святой Франсиско Борджиа изображен между двумя ангелами в одеянии священника. Оба ангела держат в руках святые изображения, первый - образ Богоматери, второй - Святых Даров.

Святой Христофор, покровитель скитальцев, мореплавателей и путешественников (1857 год, Эмануил Макс).

Одна из легенд гласит, что Христофор был римлянином огромного роста, принявшим христианство. Гигант отыскивает святого отшельника, у которого просит совета, каким образом он может служить Христу. Отшельник отвел Христофора к опасному броду через реку и сказал, что большой рост и сила воина помогут людям пересекать бурную реку. Однажды, когда Христофор спал, к нему подошел ребенок и попросил помочь переправиться через реку - символ перехода в потусторонний мир. Христофор посадил его на плечи и вошел в воду. С каждым шагом поток становился все более бурным, а ребенок сделался неимоверно тяжелым. С большим трудом Христофор добрался до противоположного берега и, опустив своего пассажира на землю, произнес: «Кто ты, дитя, ввергнувшее меня в такое испытание? Взвали я весь мир на свои плечи, то даже такая ноша не показалась бы тяжелее!». Младенец ответил: «Христофор, не удивляйся, ибо ты нес на плечах своих не только весь мир, но и того, кто сотворил его. Я - Иисус Христос, Царь Небесный». Так нарек Иисус его Христофором, что означает «несущий Христа».

Ранее, на месте скульптуры находилась сторожевая будка, но в 1784 году во время наводнения эта часть Карлова моста была разрушена и будку смыло. Все пятеро стражников, находящихся там, погибли. После этого движение по мосту ограничили, а пост восстанавливать не стали. Было принято решение установить скульптуру, на которой изображен Святой Христофор, несущий маленького Иисуса на плечах через бурные воды реки.

Святой Франциск Ксаверий, одним из самых успешных миссионеров католической церкви, сооснователь ордена иезуитов (1711 год, Фердинанд Брокоф).

Родился в 1506 году в аристократической баскской семье и в 19 лет отправился учиться в Парижский университет, где познакомился с Игнатием Лойолой. 15 августа 1534 года в часовне Монмартра Франциск Ксаверий вместе с Игнатием Лойолой и еще 5 сподвижниками принес клятву посвятить свою жизнь служению Богу. Этот день считается днем основания Общества Иисуса (ордена иезуитов). За 11 лет пребывания на Гоа, Цейлоне, в Индонезии, Японии и Китае основал множество церквей и монастырей и обратил в христианство тысячи местных жителей.

На высоком постаменте, который поддерживают азиат, самурай и негр, Святой Франциск Ксаверий осеняет высоко поднятым распятием индийского принца, готового принять христианство. Мальчик с морской раковиной протягивает святому воду для крещения. По левую руку от Франциска задумчиво сидит молодой человек с книгой в руках - это автопортрет скульптора Фердинанда Брокофа.

До наших дней оригинал скульптурной композиции не дошел, так как его поглотили воды Влтавы во время катастрофического наводнения 1890 года. Копия статуи была изготовлена и установлена на Карловом мосту лишь 23 года спустя.

Святой Иосиф, муж Девы Марии и приемный отец Иисуса Христа (1853 год, Йозеф Макс).

Согласно евангельскому рассказу Иосиф по прямой линии происходил из рода царя Давида, проживал в глухом городке Назарет и пребывал в бедности. Иосиф был женат дважды (Мария была второй женой) и от первого брака у него осталось шесть детей: четыре сына и две дочери. О его жизни, кроме обстоятельств рождения Христа, практически ничего не известно. По профессии он был плотником, поэтому считается покровителем плотников, столяров и дровосеков. Король Чехии и император Священной Римской империи Фердинанд III своим указом «назначил» его покровителем чешских земель.

На скульптуре Святой Иосиф в левой руке держит лилию, символ Девы Марии, обозначающий чистоту и непорочность. Правой рукой он поддерживает маленького Иисуса Христа, благословляющего город.

Оплакивание Христа, эпизод Страстей Христовых (1859 год, Эмануил Макс).

Оплакивание Христа после снятия его тела с креста является сюжетом в ряде апокрифических и теологических сочинений и отсутствует в канонических текстах. В отличие от «Пьеты», где тело Иисуса находится на коленях у рыдающей Богоматери, и отсутствуют другие персонажи, в сцене Оплакивания Христос обычно лежит на земле, окруженный несколькими фигурами.

На скульптурной композиции Карлова моста над телом Спасителя в молитве склонились сама Богородица, Мария Магдалина (раскаявшаяся блудница, последовавшая за Иисусом после исцеления от одержимости семью бесами) и Иоанн Богослов (автор четвертого Евангелия и один из любимых учеников Христа).

Святые Варвара, Маргарита и Елизавета (1707 год, Фердинанд Брокоф).

Варвара Илиопольская отличалась особенной красотой и была заперта отцом-язычником в башне, из окна которой при наблюдении окружающего мира пришла к мысли о наличии единого Создателя. Выпущенная из башни перед замужеством, познакомилась с христианами Ливана и приняла крещение. По приказу отца ее жестоко пытали и обезглавили в 306 году. Покровительница горняков и шахтеров.

Маргарита Антиохийская была дочерью языческого жреца, который изгнал ее из дома за принятие христианства. Римский префект, очарованный красотой нищенствующей странницы, предложил ей замужество при условии, что она отречется от Христа. Отказ Маргариты привел к тому, что ее жестоко пытали и в 304 году казнили. Покровительница урожая, защитница от клеветы и наветов.

Елизавета Венгерская была дочерью венгерского короля и в 1221 году стала женой правителя Тюрингии. Под влиянием францисканских монахов помогала обездоленным, строила больницы для бедных. Покровительница медиков и пекарей.

На скульптуре Святые Варвара и Маргарита изображены с венцами мучениц на голове, у ног Маргариты дракон, которому она отрубила голову. Святая Елизавета подает милостыню нищему, который с благодарностью смотрит на свою благодетельницу.

Святой Иво, церковный судья ордена францисканцев, покровитель вдов, сирот и бедных (1711 год, Матиаш Браун, копия).

Иво Бретонский с 1267 года изучал юриспруденцию и каноническое право в Парижском и Орлеанском университетах. Будучи церковным судьей, защищал интересы католической церкви от притязаний светской власти. Особое внимание уделял нуждающимся людям, поэтому он снискал популярность среди простых людей, которые называли его «адвокатом бедных». Вел скромную, аскетическую жизнь, организовывал больницы, детские дома и приюты для бездомных.

Скульптурная композиция изображает суд, на котором Святой Иво вместе с Фемидой, богиней правосудия, на глазах которой повязка - символом беспристрастия судьи, решают спор между сыном и матерью.

Оригинал скульптуры хранится в Лапидарии Национального музея.

Единственная статуя, которая стоит не на мосту, а на его опоре с южной стороны Карлова моста – легендарный рыцарь Брунцвик (1884 год, Людвик Шимек).

Согласно чешским преданиям, рыцарь Брунцвик на третий год своего царствования отправился странствовать по свету с целью совершения подвигов и прославления родины. Испытав много опасных приключений, едва не погибнув, однажды рыцарь спас жизнь Царю зверей. Лев стал его другом - защитником и помог добыть волшебный меч, который сам рубил головы неприятелям.
Вернувшись домой, Брунцвик занял свой трон, на котором благополучно правил 40 лет под охраной верного льва и волшебного меча. Считается, что этот лев изображен на гербе Чехии, а меч спрятан в основание Карлова моста, и будет лежать там до тех пор, пока Праге ничего не угрожает.

Про рыцаря Брунцвика писала Марина Цветаева : «У меня есть друг в Праге, каменный рыцарь, очень похожий на меня лицом. Он стоит на мосту и стережет реку: клятвы, кольца, волны, тела. Ему около пятисот лет и он очень молод: каменный мальчик». Брунцвику она посвятила стихотворение «Пражский рыцарь»:

Бледный
Страж над плеском века –
Рыцарь, рыцарь,
Стерегущий реку.
На постаменте стоит фигура рыцаря Брунцвика, одетого в доспехи XVI века, в его правой руке легендарный волшебный меч, в левой - щит с изображением герба Старе-Места, у его ног - лев, преданный слуга и верный друг.

По легенде, каждая статуя Карлова моста строго по очереди берет под свое покровительство ребенка, родившегося на Кампе, острове, что под мостом. Дошла очередь и до Брунцвика стать защитником новорожденного. Думал Брунцвик, что под его опекой вырастет ребенок благородным рыцарем и борцом за справедливость и свободу.

Брунцвик сошел со своего пьедестала, ловко перескочил перила и нетерпеливо расхаживал по Карлову мосту, звеня латами и высекая искры шпорами. И вот выбежал из домика на Кампе какой-то человек без пальто, и Брунцвик остановил его вопросом: «Скажите, пожалуйста, у кого-то на Кампе сегодня родился мальчик? Он здоров?». У суетливого человека не было времени даже посмотреть, кто его спрашивает, он только гордо выкрикнул: «Это у меня. Как раз спешу рассказать свату. Это девочка». И побежал дальше, не заметив, что Брунцвик остался стоять, как окаменелый. Рыцарь так ждал своего подопечного, мечтал воспитать его по своему образцу, и вот воину досталась забота о девочке. Ему казалось, что он видит слабые улыбки на лицах остальных статуй моста. Разочарованный, Брунцвик залез на свой столб и повернулся к Кампе спиной.

Девочку назвали Аничка, она была здорова и быстро росла. Брунцвик часто слышал, как она звала маму на помощь, когда мальчишки к ней задирались, и рыцарь бурчал себе под нос: «Была бы похожа на меня, так врезала бы тому пацану разок». Но Аничка только верещала и пищала.
Когда она начала ходить по Карлову мосту, Брунцвик сначала видел над каменными перилами только хвостик ее волос, а по мере того, как она росла, уже и красивую голову. Она вставала на цыпочки и бросала косточки от черешни в гнездо, которое воробьи свили под ногами льва Брунцвика. Ее поведение рыцарю казалось недостойным, одним словом, девчонка! Потом она подросла и начала работать в красильне. С дюжиной других девчат она красила бумазею, полотно, шелк, ходила по Карлову мосту с руками, забавно окрашенными по локоть. То зелеными, как у лягушки, то красными, будто вымазанными малиной, иногда синими, будто к ним прилип кусок небесной лазури. Корпела от рассвета до заката, чтобы вечером принести домой несколько монет, и Брунцвик часто слышал, как она и ее подружки сетовали, выливая грязную воду в реку, на тяжелый труд и низкий заработок. Брунцвик каждый раз сжимал зубы: «Если бы она была другой, бросила бы хозяина в бак с краской или во Влтаву!». Да куда там, Аничка не такая!

Потом наступил 1848 год. Брунцвик весь оживился, его Прага взбунтовалась и воевала. Если бы мог, прибежал бы на помощь чешским студентам и подмастерьям, которые построили баррикаду перед Староместской мостовой башней против австрийского войска. Бой длился долго, и по Кампе разнеслась весть, что на Старо-Месте свирепствует голод. Красильщицы с Кампы не только посочувствовали храбрым защитникам, но и решили испечь им булок и пирогов. Купили муку, дочиста отмыли руки и испекли. Труднее было решить, кто отнесет подарок, потому что императорские солдаты стреляли залпами с малостранского берега, а над Карловым мостом пули так и свистели. Выбрали Аничку, потому что была самая маленькая. Она взяла корзину и быстро-быстро перебежала Карлов мост.

Защитники моста встретили ее, обрадовались и с большим аппетитом съели выпечку. Теперь бы Аничка могла вернуться на свой берег с пустой корзинкой, но императорское войско усилило стрельбу, начало бить из пушек и метать зажигательные бомбы. Мельницы у моста вспыхнули большим пламенем, и Аничке пришлось остаться, скрываясь за баррикадой. А там начало происходить недоброе. К повстанцам пришли рассудительные горожане с советом оставить безнадежное сопротивление против мощной императорской власти. Они боялись, что из-за какой-то свободы сожгут их доходные дома, а если повстанцы сложат оружие, государь император будет к ним милостивым и лишь снисходительно накажет за их бессмысленный бунт.
После таких благоразумных советов начали сомневаться защитники моста, уже было больше разговоров, чем стрельбы, некоторые начали думать, как бы спастись, уцелеть. Как увидели, что на другом берегу австрийские солдаты готовят новую атаку, собрались уже оставить баррикаду. От всего этого Аничке стало очень печально на душе, она вспомнила, как отдала свой заработок на муку, как песком отмывала руки и локти, прежде чем начала замешивать тесто, как всю ночь пекла, как бежала по мосту под градом пуль.

Неожиданно Аничка совершила то, чего сама не могла объяснить. Она своими руками подняла красно-белый флаг, который кто-то уже опустил. Как же она была рада, что руки чистые! Внезапно, сама не зная как, оказалась на вершине баррикады, замахала флагом и воскликнула: «За Прагу! За родину! За свободу!», не подозревая, что это рыцарь Брунцвик вложил в ее сердце отвагу и в ее уста эти слова. Защитники сразу прекратили малодушные речи, взялись за ружья, заняли свои места на баррикаде и австрийские солдаты отступили. Прагу в тот день они не завоевали!

Прошло много лет, Аничка вышла замуж, стала дородной мамочкой с тихим и мягким характером. Но всегда, когда она с детьми проходила по Карлову мосту, Брунцвик гордо распрямлял грудь, рыцарски поднимал меч для ее приветствия и гордо оглядывался на остальные статуи.

👁 Отель как всегда бронируем на букинге? На свете не только Букинг существует (🙈 за конский процент с отелей - платим мы!) я давно практикую Румгуру , реально выгодней 💰💰 Букинга.

👁 Знаешь ? 🐒 это эволюция городских экскурсий. Вип-гид - горожанин, покажет самые необычные места и расскажет городские легенды, пробовал, это огонь 🚀! Цены от 600 р. - точно порадуют 🤑

👁 Луший поисковик Рунета - Яндекс ❤ начал продавать авиа авиа-билеты! 🤷

Здравствуйте, друзья! Я не ошибусь, если скажу, что прогулка по Карлову мосту сродни посещению музея под открытым небом. Скульптуры Карлова моста в Праге установлены на каждой опоре, превращая его перила в своеобразный пьедестал. Да еще и не в каждом музее можно увидеть столько значимых экспонатов, сколько их вмещает мост Карла. Тридцать скульптурных композиций постепенно занимали свои места на главном мосту Праги за долгие годы его существования.

Они образуют внушительную галерею, увидев которую еще издали, туристы торопятся на Карлов мост, чтобы рассмотреть каждую скульптуру.

Скульптуры на главной переправе через Влтаву устанавливали, начиная с XVII века. Они являются произведениями разных скульпторов, которые творили в золотой век барокко. Несколько композиций изваяли Матиаш Бернард Браун и Фердинанд Брокоф. Но ввиду того что самые ранние работы были выполнены из песчаника – камня, который подвержен разрушению, — их заменили копиями. Подлинники укрыли в галерее «Горлице» казематов и в музее скульптур Lapidarium.

Вряд ли можно ранжировать скульптуры Карлова моста по значимости, однако все же главной следует назвать «Голгофу». «Голгофа» появилась первой и долго оставалась единственной скульптурой моста.

Скульптура «Голгофа»

Еще во время строительства моста на третьей опоре справа – при движении от Староместской – предусмотрели место для установки Распятия. Деревянный крест появился в этом месте в XIV веке при Карле IV. Но во время гуситских войн в 1419 году был уничтожен.

Бронзовую скульптуру установили в 1629 году. Рядом с распятием размещены статуи Девы Марии и Иоанна Богослова. Они дополнили композицию «Голгофа» в 1861 году. Но и до этого с обеих сторон от креста стояли статуи святых. Предыдущие статуи были созданы в Дрездене и предназначались для моста через Эльбу, но не были там установлены. Пражский совет купил эти работы в 1657 году, после чего они были помещены на Карлов мост.

Так же давно появились и позолоченные буквы вокруг распятого тела Христа. В 1696 году их отлили за счет средств еврея, богохульствующего у Распятия.

Скульптуры Мадонны

В непосредственной близости от «Голгофы», только ближе к началу моста и Староместской башне, расположены скульптурные композиции, в центре которых находится Дева Мария. Первая из их «Мадонна и Св. Бернард» обрела место на Карловом мосту в 1708 году:

Сюжет отображает преодоление страстей и соблазнов. Святой Бернард был настоятелем цистерцианского монастыря и проповедовал скромную жизнь в работе и молитве.

Сразу же за названной композицией идет «Мадонна, Св. Доминик и Фома Аквинский»:

Скульптуру установили в том же 1708 году, что и предыдущую, и сейчас они заменены копиями.

Скульптура Святой Анны

Очень трогательно выглядит скульптура, установленная с другой стороны от «Голгофы», на которой изображена мать Девы Марии святая Анна:

Скульптор отразил три ипостаси Анны: она показана как женщина, как мать и как бабушка. Святая Анна держит на руках младенца Иисуса, а рядом с ней находится юная Мария.

Автором этих трех композиций является представитель школы барокко Матей Вацлав Екель. Он известен не только скульптурами на Карловом мосту, но и рядом работ в других регионах Чехии. Например, его скульптуры размещены в в Кутной Горе.

Скульптура Яна Непомуцкого

Пожалуй, самой популярной скульптурой во всей Праге является скульптура Яна Непомуцкого на Карловом мосту с ореолом из пяти звезд. Именно к этой статуе торопятся туристы, чтобы прикоснуться и загадать желание в Праге на мосту:

Священник Ян из Непомука причислен к лику святых за свою веру, за непоколебимость и непреклонность в сохранении тайны исповеди. Он был замучен пытками и сброшен с Карлова моста по велению короля Вацлава IV.

Скульптурный постамент содержит два барельефа, на которых изображены те печальные события. Один из сюжетов передает историю буквально:

Другой барельеф рассказывает о страданиях королевы, чью тайну унес с собой Ян Непомуцкий:

Кто создал легенду о том, что прикосновение к барельефам у подножия Святого Яна Непомуцкого способствует исполнению желания, неизвестно. Однако, судя по отполированным деталям картин, их коснулись миллионы рук. И пусть желания исполняются!

На перилах моста находится еще одна памятная деталь, посвященная Яну Непомуцкому – фигурная кованая решетка, установленная в том месте, где святого сбросили в реку.

Далеко не каждый, кто приходит на Карлов мост, внимательно осматривает все скульптуры. Понятно, что не все так увлечены скульптурой, чтобы изучить тридцать композиций моста. Большинство торопится обратиться к Яну Непомуцкому со своими желаниями и надеждами, а галерею скульптур пробегает взглядом. Тем более, что сама и окружающие виды успешно переключают внимание. Поэтому обратимся к некоторым статуям, на которых, быть может, остановится и ваш взгляд, когда вы будете в Праге.

Скульптура Иоанна Крестителя

Иоанн Креститель, держащий позолоченный крест, был установлен на Карловом мосту в 1857 году, автор Йозеф Макс.

Скульптура Святого Антония

Рaбота 1707 года изображает проповедника ордена францисканцев. Святой Антоний является покровителем странствующих и бедных. Еще этого святого можно попросить о помощи в поиске потерянных вещей, так как он способствует обнаружению пропажи.

Скульптура Святого Августина

Скульптура Блаженного Августина появилась на Карловом мосту в 1708 году, и сейчас ее заменяет копия. Святой жил в IV веке в северной Африке, где много проповедовал и создавал духовные писания. Он же написал устав, который позднее взял за основу орден августинцев.

Композиция Спаситель и Святые целители

Ближе к Малостранским башням, там, где можно спуститься на Кампа, установлена скульптура Спасителя и двух врачевателей, созданная Яном Майером в 1709 году. Братья Косма и Дамиан были причислены к лику святых за свою целительскую деятельность. Они являются покровителями всех, кто имеет отношение к медицине.

С южной стороны Карлова моста ближе к Малостранским мостовым башням установлена скульптурная группа, возле которой неизменно задерживаются туристы. Она вызывает трепет изображением пленника, упрятанного в скале. Это paбота Фердинанда Брокофа, 1714 год. Сюжет был создан на основе событий, касающихся освобождения христиан из турецкого плена.

Поскольку Карлов мост постепенно обогащался новыми скульптурами, есть среди них и те, которые появились на мосту уже в XX веке. Так, скульптурная группа, где изображены Кирилл и Мефодий, а также трое внемлющих их речам слушателей, создана Карлом Дворжаком и установлена в 1928 году.

Итак, мы обратились только к трети скульптур, которые составляют галерею Карлова моста. Скорее всего, друзья, те из вас, кто хочет получить представление, что являет собой знаменитый мост, нашли в этой статье достаточную информацию, в дополнение к предыдущей. Если же кто-то желает досконально изучить искусство чешской скульптуры, тот не ограничится просмотром фотографий и кратким описанием, а обязательно пройдет лично по знаменитому мосту.

Скульптуры на Карловом мосту в Праге предоставлены для осмотра в любое время года. Это, действительно, музей под открытым небом. Вы можете целенаправленно прийти на мост, чтобы увидеть все его достояние. Можете пройтись по мосту в из Пражского Града в Старе Место, или в обратном направлении. Но, чтобы побывать в Праге, и обойти стороною Карлов мост – такое, практически, нереально! Возможно, те, кто уже знаком с Прагой не понаслышке, могут рассказать о заинтересовавших их скульптурах интересные факты или истории. Друзья, я буду рада, если вы дополните этот материал своими комментариями.

Ваш euro-проводник Татьяна

Карлов мост находится в Чехии, её столице - городе Праге. Всего в Праге 18-ть мостов, самым древним, красивым и, несомненно, романтичным является Карлов мост (Karluv most).

Карлов мост - гигантская гордость, один из символов города и самая посещаемая достопримечательность Праги. Он как магнит притягивает тысячи туристов. Именно поэтому на мосту в любое время года много народу, гуляешь по мосту, а насладиться его очарованием не представляется возможным, поскольку кроме голов, впереди и сзади идущих, ничего не видно, не говоря уже о том, чтобы сделать красивые фотографии. Говорят, чтобы лицезреть весь Карлов мост, на него нужно приходить ночью, до восьми часов утра.

Вид на Карлов мост со стороны

На мосту уличные музыканты развлекают честной народ, надеясь, конечно же, на хорошее вознаграждение. А из палаток с различными сувенирами с утра до вечера идет оживленная торговля.

Карлов мост, вот уже 600 лет соединяет два исторических берега реки Влтавы/Vltava, Старе Место и Малу Страну. С моста открывается потрясающей красоты виды на оба берега реки Влтавы, а по реке туда-сюда то и дело проплывают прогулочные кораблики.

Особенно красивый вид с моста открывается на исторический район Мала Страна

На самом древнем средневековом мосту Праги у каждого камня своя история. Дату закладки первого камня Карлова моста император Римской империи и король Чехии Карл IV выбрал по совету придворных астрологов. Торжественная церемония по этому случаю состоялась в 1357 году 9 числа 7 месяца в 5 часов 31 минуту. Таким образом, момент основания моста является палиндромом. Если посмотреть на дату закладки, то она будет одинаково читаться в обоих направления, как слева направо, так и справа налево.

Когда-то на месте Карлова моста располагался старый мост Юдиты, снесенный наводнением в 1342 году. Однако одна из башен моста все же сохранилась, её и по сей день можно видеть на стороне Малой Страны. Вообще башни украшают Карлов мост с обеих его сторон, но главное их предназначение вовсе не красоты, а служить укреплением моста.

Со стороны Малой Страны красуются две башни, носящие название Малостранские мостовые башни. Одна из башен более низкая и мощная, а вторая более высокая и построенная в более позднее время. Позже между башнями были построены ворота, их и сейчас можно видеть - арочный проход в центре башен.

С другой стороны моста, можно видеть третью и последнюю башню - Староместскую. Название произошло от части города, в которой расположена башня - Старе Место. На верхнем этаже башни находится смотровая площадка, на которую за 90 крон можно подняться и насладиться видами Карлова моста, реки Влтавы и обоих берегов старого города Праги.

На Староместской башни, со стороны старого города, можно видеть несколько скульптур, одна из которых изображает Святого Вита - покровителя моста.

Сам мост украшают 30-ть статуй святых. Большинство из этих скульптур было установлено между 1708 и 1714 годами, над созданием которых трудились лучшие скульпторы той эпохи. Правда оригиналы статуй сейчас сняты с моста и демонстрируются публике в Национальном музее Праги. А их место заняли копии, изготовленные во второй половине 19-го века известными мастерами. Но всё это не делает скульптуры моста менее привлекательными.

Самой древней, выделяющейся на фоне других скульптур, и сразу бросающейся в глаза является бронзовое распятие «Голгофа» работы Хильгера, неоднородной по стилю и происхождению. Современный бронзовый позолоченный крест был отлит в 1629 году, а две скульптуры по обеим сторонам от креста, Богородицы и Иоанна вытесаны из песчаника Эмануэлом Максом в 1861 году. Надписи на скульптуре и мраморный постамент также сооружены в разное время.

Карлов мост исполняет желания?!

Вот она, главная тема, ради которой нами и было решено написать данную статью.

Карлов мост овивают многочисленные тайны и легенды. Самой популярной из которых является благоприятная энергетика моста, исполняющая желания. На Карловом мосту есть несколько мест, где можно загадать желания - собачки, святые, кресты, все их вы запросто найдете, они натерты до блеска.

Мы, не верящие во все эти чудодейственные места исполнения желаний (здесь потри, там поплюй, сям покрутись), проходили их мимо, не обращая внимания. Однако одно местечко нас чем-то зацепило, даже сложно сказать чем, скорее это был внутренний голос. Возле него мы и остановились.

Небольшая интересная скульптура - барельеф у Непомуки. С этого места по легенде сбросили чешского католического святого, священника и мученика Яна Непомуцкого.

По «правилам» правую руку нужно положить на крест, а пальцами левой руки дважды потереть Непомука и звезды над его головой, при этом левую ногу поставить на гвоздь, что внизу на брусчатке. В таком положении загадывать желание. Мы естественно так не делали, просто подошли и загадывая желания терли Непомука… Желание моё долгосрочное, поэтому сказать какое не могу, но вся фишка в том, что буквально через несколько дней после загаданного желания оно начало исполняться и эффект длится до сих пор.

История строительства Карлова моста началась в 1357 году под эгидой короля Карла IV, а закончилась в начале XV века. Его предшественником был Юдитин мост, возведенный в 1172 году во время правления Владислава II и его супруги, королевы Ютты Тюрингской, в честь которой он и получил свое название. Карл IV застал мост в период его активного использования, однако по причине роста в сфере строительства, торговли и общественных потребностей уже тогда возникла необходимость в его модернизации. Во время наводнения, произошедшего в 1342 году, Юдитин мост подвергся сильному разрушению. Тогда король принял решение возвести новый, более усовершенствованный мост, который будет соответствовать всем современным нуждам.

Согласно легенде, перед тем, как начать строительство, Карл IV попросил помощи у астрологов. Они определили идеальное время (год, день и час) для начала возведения “вечного” моста. Правитель дождался определенного астрологами благоприятного момента и заложил первый камень. До сегодняшних дней Карлов мост не нуждался в капитальном ремонте, лишь изредка появляется необходимость в небольшой реставрации.

Сооружение, соединяющее два берега реки Влтавы, изначально называлось Каменный мост или Пражский мост, но в 1870 году его официально переименовали в честь создателя – Карла IV. Карлов мост еще с тех далеких времен служил связующим звеном Пражского Града и Старого Города. В течение многих лет его использовали как основную дорогу, по которой монархи курсировали из Королевского двора на территорию Града. Обычным гражданам за проезд и проход по нему приходилось вносить плату.

В 1974 году он получил статус пешеходного моста. Сегодня там можно увидеть уличных художников, музыкантов, торговцев картинами и продавцов различных украшений и сувениров.

Карлов мост представляет собой величественное сооружение, опирающееся на 16 мощных арок. Опоры отделаны тесаными плитами из песчаника. Высота его равняется 520 м, а ширина - примерно 10 м. С обеих сторон мост защищен тремя башнями – две из них находятся на стороне Малой Страны, а третья расположилась на берегу Старого города. Последнюю часто называют одним из самых удивительных гражданских сооружений в готическом стиле.

Главный мост Праги украшает скульптурная галерея из 30 статуй, изображающих чешских святых. Большинство из них созданы в стиле барокко в период между 1683 и 1714 гг. Известнейшие чешские скульпторы того времени участвовали в оформлении моста: Матиаш Браун, Ян Брокофф, а также его сыновья, Фердинанд Максимилиан и Михал.

Самые знаменитые скульптуры уникальной галереи - группа "Распятие", "Видение св. Луитгарды", каменный лик Яна Непомуцкого, а также работа скульптора Брокоффа, изображающая турка, который стережет попавших в плен христиан. Статуя Яна Непомуцкого изображает чтимого в чешской столице мученика, которого Вацлав IV утопил в водах реки Влатва. Она пользуется огромной популярностью на Карловом мосту – существует поверье, что если прикоснуться к ней и загадать желание, то оно непременно сбудется в ближайшем времени.

Скульптура "Распятие":

Статуя мученика Яна Непомуцкого:

Турок, стерегущий христиан:

Начиная с 1965 года, все статуи постепенно заменялись копиями, а оригиналы перемещались в Национальный музей на Выставиште, где находятся по сегодняшний день.

Ближайшая к Карлову мосту остановка общественного транспорта на левом берегу Влтавы - Малостранска (Malostranská). Добраться до нее можно на трамваях №1, 8, 12, 18, 20 и 22, а также с помощью метро (линия А). На правом берегу рядом с достопримечательностью находится остановка Староместска (Staroměstská), до которой можно доехать на трамваях №17, 18 и на метро (линия А).