». ИжАвиа - «Старая добрая советская авиация

Велико разнообразие отечественных самолетов, каждый день поднимающихся в воздух над нашей страной, и не все они равно известны обывателям. Так, мало кто знает о модели ЯК-42Д. Машина уникальна, заслуживает пристального внимания.

ЯК-42 в наши дни

Самолет стоит на обслуживании рейсов саратовских авиалиний. Удивительного ничего нет, именно было в свое время налажено строительство этого транспорта. Кроме саратовского воздушно-транспортного узла, ЯК-42Д видят в Домодедово. Авиационная компания имеет в своем парке 14 машин, на хранении - 4.

Транспорт есть в парках компаний:

  • "КрасАвиа";
  • "ИжАвиа";
  • "Тулпар-Эйр";
  • "Грозный Авиа";
  • МЧС РФ.

Был ЯК (самолет) и на вооружении "Газпром Авиа", но недавно фирма полностью отказалась от его использования. Несколько машин летают даже за границей: в КНР, Пакистане и Иране, на Кубе.

Факты из истории

ЯК-42 от ОКБ Яковлева разрабатывался с 1972 до 1980 год. Целью было заменить ТУ-134 - хороший, но стремительно устаревающий самолет. 1988 г. ознаменовался стартом серийного изготовления новенькой модели - Як 42Д. Машина выигрывала увеличенным взлетным весом и большой дальностью полета.

Промышленность изготовила 183 самолета этой модификации. Два из них предназначались для испытаний на прочность. 11 сконструированы в промежуток 1977-1981 гг. на авиационном заводе в Смоленске, 172 изготовлены на авиазаводе Саратова. ЯК - самолет надежный, но строительство его все же было остановлено. Это произошло в 2003 году. Уже готовые фюзеляжи самолётов, которым не было суждено выехать на взлетную полосу, распилили на металлолом.

Поскольку стояла задача сделать ЯК-42 как ближнемагистральный пассажирский самолет, конструировали с расчётом на разнообразные аэродромы. Транспортное средство не нуждается в длинной взлетной дорожке или большой площади для посадки, что характерно для гораздо более широко применяемых "Боингов" и "Эйрбасов". Конструкция позволила избежать использования аэродромного трапа.

Особенность самолета

В ОКБ Яковлева сконструировали уникальные борта самолета. Сейчас на сленге работников ангаров принято называть их каплями. Обслуживание такого борта - задача из сложных. Как известно, авиационный завод Саратова сначала стал банкротом, после чего полностью остановился. Очевидно, выпуск продукции, включая ремонтные наборы, запасные детали, прекращен. Но любовь к своему делу помогает механикам раз за разом приводить "Яки" в удовлетворительное состояние - и машины вновь выезжают на взлетную полосу.

Если почитать про ЯК-42Д отзывы, останется впечатление, что машина не слишком хороша, поэтому прекращение производства - не такое уж плохое событие. Часто упоминают, что транспорт в эксплуатации был неэкономичным. Тем не менее перспективы были неплохими. Конструкторы предлагали следующие шаги:

  • заменить двигатель на более эффективную систему;
  • установить новую аппаратуру для авиации;
  • удлинить корпус, чтобы вмещать больше пассажиров.

Последнее предложение реализовано в виде ЯК-42М. Транспортное средство обслуживает во время перелета 168 клиентов.

Впрочем, воплотить в жизнь идеи не удалось. Но отзывы тех, кому и по сей день удается совершить перелет на ЯК-42, однозначно говорят, что самолет и сейчас хорош, несмотря на моральное устаревание.

ЯК-42 имеет нетипичные двигатели - работа настроена без реверса. Это позволяет сажать агрегат на очень низкой скорости, ему не нужны дополнительные средства сброса скорости, кроме тормозов, встроенных в шасси, и помощи

В Грузии, в Рустави, самолет, очень похожий на ЯК-42 (разновидность транспорта ЯК-40), списали, переоборудовали и открыли внутри детский садик.

ЯК-42Д нашел отражение и в музыке. Так, Сергей Минаев, сочиняя пародию на известную шведскую песню, написал следующие строки:

«Коль в непогоду не летают самолёты - не беда,

"Илы" не могут, а "Яки" - да».

И это не пустые слова, ведь требования к принимающей площадке и погодным условиям у "Яков" ощутимо ниже.

Сейчас об этом уже не вспоминают, но десятилетия тому назад был проект транспортного самолета на базе ЯК-42.

Разнообразие моделей

У самолетов ЯК-42Д характеристики несколько варьируются от сборки к сборке. Зависит это в первую очередь от принадлежности к классу самолета:

  • обычный пассажирский.

Ключевое отличие в обустройстве пассажирской кабины. ВИП-комплектация имеет:

  • салон для заседаний;
  • комнату отдыха;
  • салон 1 класса;
  • салон сопровождающих.

Для главного пассажира комната отдыха оборудована поворотным креслом и диваном на два места, который можно разложить в полноценное спальное место. Есть рабочий стол (складывается в случае надобности), гардероб и собственный санузел.

Специальное помещение, отведенное для совещаний, имеет 4 поворотных стула, их можно перемещать по салону. Стоят большой стол, два дивана, рассчитанные на 7 человек. Есть система видеосвязи и доступ к спутниковому телефону.

Салон первого класса оснащен креслами на два места, разбитыми на блоки. Всего блоков 4. Между ними установлены складные столы (две штуки). Сопровождающая группа летит в предназначенной для этого зоне, рассчитанной на одновременное размещение 18 человек.

В высококлассном самолете ЯК-42Д салон комфортабелен для длительных перелетов, оснащен буфетом, установлено кухонное оборудование. ВИП-комплектация включает новейшее оборудование для навигации, пилотирования, а также радиотехнические системы последнего поколения. Летают ЯК-42, укомплектованные отечественными системами, есть машины с иностранными системами управления на борту.

Шаг вперед: ЯК-42А

Развитием идеи ЯК-42Д должен был стать ЯК-42А. Серийное производство стартовало в 1999 году. В сравнении с предыдущей моделью улучшены:

  • левая дверь;
  • система поглощения шумов;
  • высота запуска ВСУ (новый уровень - 5 км);
  • система фиксирования закрылков.

Левая дверь дала пассажирам доступ к традиционным трапам и современным телескопическим переходам, установленным практически во всех аэропортах. Фиксированные положения закрылков улучшили показатели самолета. Обновления навигационного и пилотного оборудования дали возможность использовать самолет на маршрутах внутри страны и за ее пределами.

ЯК-42Д: технические характеристики

Самолет имеет следующие параметры:

  • крыло в размахе 34,88 м;
  • горизонтальное оперение составляет 10,8 м;
  • длина транспортного средства 36,38 м;
  • на стоянке высота 9,83 м.

Шасси ЯК-42Д характеризуется такими величинами:

  • колея 5,63 м;
  • база 18,786 м.

Самолет в классической комплектации рассчитан на перевозку 120 пассажиров, ВИП-вариант за один рейс обслуживает не более 49 человек.

Из самолета в метеостанцию

ЯК-42Д - серийная, проверенная временем машина. На этом основывался выбор конструкторов, перед которыми поставили задачу сделать метеостанцию, способную собирать данные о погоде в разных точках атмосферы. Перестройкой пассажирского транспортного средства занимались сотрудники завода им. Мясищева.

Задача требовала вынесения на поверхность самолета датчиков, обеспеченных надежной защитой. Чтобы самолет выдержал все исследовательские блоки, пришлось достроить шесть пилонов на крыльях. Фюзеляж покрыли разнообразными системами, приборами для считывания информации об окружающей среде. Большая их часть используется в работе лидара, измеряющего, насколько прозрачен воздух.

Общий вес метеорологической летающей лаборатории составляет 7 тонн. В команде есть оператор, ведущий журнал и записывающий то, что можно различить человеческим зрением: атмосферные явления, особенности окружающего пространства. Зона обзора расширена блистерами из оргстекла. Конструкторы встроили их по обоим бортам. Сунув голову в блистер, можно увидеть все происходящее вокруг транспортного средства.

Казалось бы, зачем делать из ЯК-42Д метеорологическую станцию? Все данные можно получить от спутника, неужели необходимо большее? Но спутники летают строго по заданной орбите, с высокой скоростью, на большом расстоянии от поверхности планеты. А вот самолет находится над конкретным участком, контролируя атмосферу. Данные со спутника необходимо дополнительно проверять, но самолет позволяет получить точную информацию. Эти значимые преимущества стали толчком к разработке уникальной мобильной метеостанции. Наконец, самолет оснащен системой выброса в окружающую среду йодистого серебра, провоцирующего выпадение осадков.

30 ноября 2017

В настоящие дни редко можно услышать о полете на Як-42. Сейчас их продолжают эксплуатировать в основном низкобюджетные отечественные перевозчики и фирмы, занимающиеся VIP-перевозками. И если компоновка салона частных фирм подгоняется под заказчика (либо владельца данного ВС), то схема салона Як-42 остальных авиакомпаний практически совпадает.

Разработка самолета началась в 1972 году с подачи "Аэрофлота", который надеялся заменить данной моделью Ил-18 и Ту-134. Однако со своей задачей он не справился и постепенно был выведен из авиапарка национального перевозчика Российской Федерации.

История создания Як-42

Трехдвигательный самолет был основан на моделях Як-40. Два двигателя по бокам задней части фюзеляжа и один сверху, включая воздухозаборник в форкиле. Основное оперение было разработано в виде буквы Т, а оперение хвоста в виде стрелы (стреловидное). Шасси спроектировали со спаренными колёсами на всех опорах. Фюзеляж самолета цельнометаллический, а сам самолет можно охарактеризовать как низкоплан.

Международная авиационная выставка Ле Бурже в 1977 г. представила Як-42 всем странам. В этом же году началось серийное производство. "Аэрофлот" запустил пассажирские перевозки на Як-42 только к концу 1980 г. Однако после двухгодичной эксплуатации случилась катастрофа, которая прикрыла на время выпуск. А после катастрофы 2011 года около пятнадцати авиакомпаний прекратили полеты на данном типе воздушного судна.

Общие сведения о ВС

Несмотря на то что Як-42 так и не заменил Ту-134, как предполагалось, некоторые компании до сих пор используют его в своей полетной программе.

На крейсерской высоте до 9 тысяч метров самолет может развивать максимальную скорость в 700 километров/ч. Высота судна небольшая - 9,8 метра, в длину Як-42 всего 36 метров. Для управления ВС необходимы два летчика, а также кабина оборудована для одного бортмеханика. Вместимость пассажирской кабины начинается от 39 человек и заканчивается 120, эта же цифра самая распространенная среди авиакомпаний. Отличительной чертой пассажирского салона является нумерация кресел с помощью букв кириллицы.

Какие авиакомпании эксплуатируют данный тип ВС?

На 2017 год Як-42 находится в эксплуатации у трех российских авиакомпаний. "КрасАвиа" владеет парком Як-42 из девяти самолетов, "Саратовские авиалинии" - из пяти - и "Ижавиа" используют 10 самолетов. Общее количество Як-42 среди коммерческих и пассажирских перевозок составляет тридцать пять самолетов. "Газпром авиа" только два года назад вывел свои семь штук.

За границей данный тип ВС эксплуатируются военно-воздушными силами Китая, в количестве двух штук. Як-42 находится в лизинге у Ирана и Пакистана, а также во владении у КНР - восемь штук и у Кубы - четыре.

Схема салона Як-42 в одноклассовой компоновке

Во всех российских компаниях-эксплуатантах данная модель находится в одинаковых компановках. Самая интересная и отличительная черта самолета это то, что входить пассажирам в него нужно не с левой боковой части фюзеляжа, а сзади. Под хвостовым оперением находится основной аварийный выход, он же главная сервисная дверь.

По схеме салона самолета Як-42 всего можно насчитать 20 рядов. Первый ряд начинается так же, как и на других типах ВС, в носовой части. Здесь, по отзывам, лучшие места Як-42, схема салона предполагает перед пассажиром только наличие перегородки, то есть никто не опустит спинку кресла во время полета. Пространство для вытягивания ног есть, но небольшое, из-за впереди стоящей стены. Хотя сидеть в первом ряду намного просторнее. Минусом таких мест является туалетная комната, которая находится прямо за этой стеной. Поэтому крайние места В и Г будут очень неудобными, ведь именно рядом с ними будет толпиться народ, находясь в очереди.
6-й ряд совершенно некомфортен из-за наличия позади перегородки аварийного выхода, поэтому спинки кресел тут зафиксированы в вертикальном положении на протяжении всего полета. В 7-м ряду по схеме салона лучшие места Як-42, так как находятся непосредственно у аварийного выхода. Здесь много пространства для вытягивания ног, и спереди не будет мешать откинутая спинка кресла. Но минусом будет запрет размещения на такой большой территории ручной клади, а также вид из иллюминатора будет частичным.

За 13-м рядом также находится аварийный люк, поэтому спинки этого ряда заблокированы. Зато у 14-го ряда полное преимущество на комфортный полет и те же самые минусы запрета на расположение ручной клади в ногах. Таким образом, кресла 14-го ряда имеют по схеме салона лучшие места Як-42. В 19-м ряду крайние места В и Г будут неудобны, так как туалетная комната находится в непосредственной близости, и все звуки смыва, запахи, а также толпящиеся очереди создают дискомфорт для отдыха.

Самый плохой вариант для посадки - это 20-й ряд, ведь сразу позади стена туалета, из-за которой спинка кресла не будет откидываться. Плюс излишние шумы в хвостовой части создаются из-за наличия двигателей.

Як-42 в двуклассовой компоновке

Безусловно, комфортабельные кресла бизнес-класса являются лучшими местами салона схемы Як-42. Салон экономического класса оставляет за собой 100 кресел, а бизнес-класс вмещает 16 и тянется с первого по четвертый ряды. По два кресла с каждой стороны фюзеляжа. Но нумерация эконом-класса начинается с цифры семь и заканчивается двадцатым рядом.

В таком виде первый ряд бизнеса с его крайними местами Б и Г будет иметь небольшие минусы в наличии туалетной комнаты за впереди стоящей перегородкой. Шумы и лишняя суета исходят из кухонной стойки, а также запрет на размещение ручной клади в ногах. 7-й и 14-й ряды экономического класса имеют те же преимущества в дополнительном месте для ног, являясь по схеме салона лучшими местами Як-42.

Когда я заказывал билеты в Ижевск, то немного расстраивался, что полечу туда и обратно одной и той же авиакомпанией - Ижавиа: опасения вызывали старые самолеты ЯК-42, ну и то, что не получу никаких бонусных миль. Однако, цены на прямые рейсы Санкт-Петербург - Ижевск были ниже (5500 руб. в один конец), чем на варианты с пересадкой, поэтому остановился все-таки на Ижавиа. И перелеты превзошли все ожидания!

Регистрация и посадка

Меня напрягало, что разрешенная масса ручной клади - всего 5 кг. Сдавать багаж мне не очень хотелось, так как дорожу своим пластиковым авиачемоданчиком - но ситуацию осложняла еще и небольшая коробка, которую вез с собой! И очень меня порадовало то, что пулковская представитель Ижавиа согласовала девочке на регистрации не принимать всю эту поклажу в багаж, разрешив мне пронести ее в салон.

В Пулкове к борту пассажиров привезли на перронном автобусе, а посадка проходила через попу самолета - такая вот особенность ЯК-42. В самолете весь багаж разместить удалось, а чемодан поместился на верхнюю полку (далеко не на всех региональных рейсах такое случается). Я был он-лайн зарегистрирован где-то в середине самолета, но рейс был недозагружен - поэтому я даже не стал устраиваться на своем месте, а сразу попросился у стюардесс пересесть в начало (регистрация на первые места была недоступна из-за центровки самолета). И бортпроводницы без помехи разрешили пересесть. Так что в Ижевск я летел один на трех местах - при том, что позади меня народ сидел куда плотнее!

На обратном пути в Ижевске мой чемоданчик хотели таки уволочь в багаж, уже даже прикрепили бирку, однако регистраторша сдалась и согласилась оформить его как ручную кладь. И посадила меня под это дело у запасного выхода на 7 ряду! Ниже покажу на фото, что места для ног там - хоть отбавляй! Посадка в Ижевске проходила не через зад, а в переднюю дверь (видимо, в родном аэропорту авиакомпания может себе позволить заказать трап).


Перелет и обслуживание на борту

Стюардессы мне сразу понравились - хоть, не все писаные красавицы, но милые, улыбчивые, к тому же разрешили пересесть поближе. Как в старые добрые времена, перед полетам разносят леденцы:


У меня с собой помимо чемодана, коробки и сумочки был еще стаканчик кофе из аэропорта, на время взлета его категорически некуда было деть, так как нету откидной подставки для напитков (а столик при взлете разворачивать нельзя) - пришлось держать его между ног.


Также перед полетом разносят свежую прессу, в том числе журналы, правда преимущественно удмурсткие:


Удивительно, что во время перелета разносят горячее питание! Плюс дают коробочку с холодными закусками.


Из горячего на выбор: курица с рисом или мясо с гречкой.


Салоны самолетов, конечно, не новые, но, как оказалось - места для ног вполне достаточно - можно даже принять какое-нибудь полуйогическое положение.

В настоящие дни редко можно услышать о полете на Як-42. Сейчас их продолжают эксплуатировать в основном низкобюджетные отечественные перевозчики и фирмы, занимающиеся VIP-перевозками. И если компоновка салона частных фирм подгоняется под заказчика (либо владельца данного ВС), то схема салона Як-42 остальных авиакомпаний практически совпадает.

Разработка самолета началась в 1972 году с подачи "Аэрофлота", который надеялся заменить данной моделью Ил-18 и Ту-134. Однако со своей задачей он не справился и постепенно был выведен из авиапарка национального перевозчика Российской Федерации.

История создания Як-42

Трехдвигательный самолет был основан на моделях Як-40. Два двигателя по бокам задней части фюзеляжа и один сверху, включая воздухозаборник в форкиле. Основное оперение было разработано в виде буквы Т, а оперение хвоста в виде стрелы (стреловидное). Шасси спроектировали со спаренными колёсами на всех опорах. Фюзеляж самолета цельнометаллический, а сам самолет можно охарактеризовать как низкоплан.

Международная авиационная выставка Ле Бурже в 1977 г. представила Як-42 всем странам. В этом же году началось серийное производство. "Аэрофлот" запустил пассажирские перевозки на Як-42 только к концу 1980 г. Однако после двухгодичной эксплуатации случилась катастрофа, которая прикрыла на время выпуск. А после катастрофы 2011 года около пятнадцати авиакомпаний прекратили полеты на данном типе

Общие сведения о ВС

Несмотря на то что Як-42 так и не заменил Ту-134, как предполагалось, некоторые компании до сих пор используют его в своей полетной программе.

На крейсерской высоте до 9 тысяч метров самолет может развивать максимальную скорость в 700 километров/ч. Высота судна небольшая - 9,8 метра, в длину Як-42 всего 36 метров. Для управления ВС необходимы два летчика, а также кабина оборудована для одного бортмеханика. Вместимость пассажирской кабины начинается от 39 человек и заканчивается 120, эта же цифра самая распространенная среди авиакомпаний. Отличительной чертой пассажирского салона является нумерация кресел с помощью букв кириллицы.

Какие авиакомпании эксплуатируют данный тип ВС?

На 2017 год Як-42 находится в эксплуатации у трех российских авиакомпаний. "КрасАвиа" владеет парком Як-42 из девяти самолетов, "Саратовские авиалинии" - из пяти - и "Ижавиа" используют 10 самолетов. Общее количество Як-42 среди коммерческих и пассажирских перевозок составляет тридцать пять самолетов. "Газпром авиа" только два года назад вывел свои семь штук.

За границей данный тип ВС эксплуатируются военно-воздушными силами Китая, в количестве двух штук. Як-42 находится в лизинге у Ирана и Пакистана, а также во владении у КНР - восемь штук и у Кубы - четыре.

Схема салона Як-42 в одноклассовой компоновке

Во всех российских компаниях-эксплуатантах данная модель находится в одинаковых компановках. Самая интересная и отличительная черта самолета это то, что входить пассажирам в него нужно не с левой боковой части фюзеляжа, а сзади. Под хвостовым оперением находится основной аварийный выход, он же главная сервисная дверь.

По схеме салона самолета Як-42 всего можно насчитать 20 рядов. Первый ряд начинается так же, как и на других типах ВС, в носовой части. Здесь, по отзывам, лучшие места Як-42, схема салона предполагает перед пассажиром только наличие перегородки, то есть никто не опустит спинку кресла во время полета. Пространство для вытягивания ног есть, но небольшое, из-за впереди стоящей стены. Хотя сидеть в первом ряду намного просторнее. Минусом таких мест является туалетная комната, которая находится прямо за этой стеной. Поэтому крайние места В и Г будут очень неудобными, ведь именно рядом с ними будет толпиться народ, находясь в очереди.

6-й ряд совершенно некомфортен из-за наличия позади перегородки аварийного выхода, поэтому спинки кресел тут зафиксированы в вертикальном положении на протяжении всего полета. В 7-м ряду по схеме салона лучшие места Як-42, так как находятся непосредственно у аварийного выхода. Здесь много пространства для вытягивания ног, и спереди не будет мешать откинутая спинка кресла. Но минусом будет запрет размещения на такой большой территории ручной клади, а также вид из иллюминатора будет частичным.

За 13-м рядом также находится аварийный люк, поэтому спинки этого ряда заблокированы. Зато у 14-го ряда полное преимущество на комфортный полет и те же самые минусы запрета на расположение ручной клади в ногах. Таким образом, кресла 14-го ряда имеют по схеме салона лучшие места Як-42. В 19-м ряду крайние места В и Г будут неудобны, так как туалетная комната находится в непосредственной близости, и все звуки смыва, запахи, а также толпящиеся очереди создают дискомфорт для отдыха.

Самый плохой вариант для посадки - это 20-й ряд, ведь сразу позади стена туалета, из-за которой спинка кресла не будет откидываться. Плюс излишние шумы в хвостовой части создаются из-за наличия двигателей.

Як-42 в двуклассовой компоновке

Безусловно, комфортабельные кресла бизнес-класса являются лучшими местами салона схемы Як-42. Салон экономического класса оставляет за собой 100 кресел, а бизнес-класс вмещает 16 и тянется с первого по четвертый ряды. По два кресла с каждой стороны фюзеляжа. Но нумерация эконом-класса начинается с цифры семь и заканчивается двадцатым рядом.

В таком виде первый ряд бизнеса с его крайними местами Б и Г будет иметь небольшие минусы в наличии туалетной комнаты за впереди стоящей перегородкой. Шумы и лишняя суета исходят из кухонной стойки, а также запрет на размещение ручной клади в ногах. 7-й и 14-й ряды экономического класса имеют те же преимущества в дополнительном месте для ног, являясь по схеме салона лучшими местами Як-42.

Пассажирский самолёт Як-42, предназначенн для полётов средней дальности. Он оснащён тремя двигателями и имеет узкий фюзеляж. Як пассажирский самолёт, который разработали ещё во время Советского союза в Конструкторском Бюро им. Яковлева. Он стал первым пассажирским самолётом советского производства, который оснастили двухконтурными турбовентиляторными двигателями. Его разработку делали для того, чтобы он заменил модели Ил-18 и Ту-134.

Лётные испытания этой крылатой машины прошли в 1975 году, а в 1977 его впервые продемонстрировали на международной авиационной выставке в Париже. Перевозить пассажиров он начал в 1980 году и в течение двух лет осуществил перевозку 1,5 миллиона человек, как по внутренним, так и по международным маршрутам. В 1988 году начала летать усовершенствованная модель Як-42д, у которой увеличена максимальная дальность перелёта. Всего в эксплуатацию было выпущено 183 летательных аппарата. 11 штук выпустил Смоленский авиационный завод, а остальные 172 - Саратовский авиазавод.

Несмотря на то, что самолёт доказал на деле свою эффективность и надёжность, его нельзя назвать успешным. Все планы рухнули с началом Перестройки. В связи с распадом СССР поток пассажироперевозок уменьшился, на внутреннем рынке появилось много интересных моделей из-за границы. Всё это существенно ударило по перспективам небольшого лайнера. В 2003 году серийный выпуск Як-42 прекратился в связи с закрытием Саратовского авиационного завода.

На данный момент в мире ещё эксплуатируются эти самолёты: в России - 35 штук, в Китае - 2шт., в КНДР - 8 штук и 4 самолёта летают на Кубе. Кроме этого, несколько воздушных судов находятся в лизинге у Пакистанских и Иранских авиаперевозчиков. В России Як-42 эксплуатируют такие авиакомпании как Саратовские авиалинии, Ижавиа, Русджет, Военно-воздушные силы, Красавиа, KazAirJet, Грозный авиа. Компания Саравиа располагает самым большим парком этих летательных машин.

Расположение и особенности посадочных мест в салоне Як-42

Обратите внимание! Самолёт Як-42 стандартно может быть скомпонован в двух вариантах:

  1. Места в салоне занимают только кресла эконом класса (всего 120 мест).
  2. Двухклассовая компоновка, когда в салоне есть кресла бизнес класса и эконом класса (100 мест).

Як-42 схема салона на 120 пассажиров: плюсы и минусы мест

Ряд № 1. Эти места считаются хорошими. Впереди нет кресел пассажиров и достаточно места для ног. Из минусов можно отметить то, что впереди за перегородкой находится туалет. Места у прохода В и Г имеют неудобства: их могут задевать те, кто будет ходить к туалету.

Ряды № 2-5. Неплохие места со стандартным расстоянием между креслами и откидывающимися спинками.

Ряд № 6. За креслами этого ряда находятся аварийные выходы, которые расположены за перегородкой. Эта перегородка не даёт откидывать спинки у кресел, что неудобно, особенно при длительном перелёте.

Ряд № 7. В данной компоновке салона эти места считаются лучшими. Из-за расположенного аварийного выхода есть большое пространство впереди, чего нет у других рядов. Пассажиры переднего ряда находятся за перегородкой и не смогут откинуть спинки кресел. Минусом этих мест является ограниченный вид из иллюминатора, который закрывают крылья.

Ряд № 8-12. Эти ряды также стандартны, как и ряды со 2го по 5й. Единственное отличие в том, что уровень шума от двигателей здесь будет выше.

Ряд № 13. С большой вероятностью из-за находящихся сзади аварийных люков спинки кресел в этом ряду не смогут откидываться. Это нужно уточнять предварительно у сотрудников авиационной компании.

Ряд № 14. Считается хорошим рядом. Передний ряд имеет заблокированные кресельные спинки и для ног больше места из-за аварийных люков.

Ряд № 15-18. Также относятся к стандартным местам пассажиров.

Ряд № 19. В этом ряду неудобства могут доставлять пассажирам, сидящим у прохода те, кто будет ходить в туалет, расположенный в хвостовой части салона. Если персонал самолёта недобросовестно выполняет свои обязанности, то из туалета может доноситься и неприятный запах.

Ряд № 20. Считаются наименее комфортными местами в салоне. Спинки кресла не откидываются. За перегородкой расположен туалет, потому придётся столкнуться с постоянным движением пассажиров, шумом дверей и вероятно неприятными запахами.

Як-42 салон, скомпонованный из двух классов: плюсы и минусы мест пассажиров

Места в салоне, отведённые под бизнес класс, все отличаются повышенным уровнем комфорта: больше свободного места, шире проход. Они размещаются от кабины самолёта в 4 ряда по схеме 2×2.

Ряд № 1. Единственным минусом здесь можно считать близость туалета и наличие впереди перегородки. Могут быть неудобными более частые проходы пассажиров и персонала.

Ряд № 4. У этих мест тоже несть небольшой минус. Поскольку за ними стоит перегородка, отделяющая бизнес класс от эконома, то откидывание спинки кресла невозможно.

Ряд № 7. С этого ряда начинается эконом класс. Но всё же эти места хороши. Впереди достаточно места, чтобы вытянуть и расслабить ноги даже для рослого пассажира. Также никто не откинет впереди спинку. К минусам этих мест можно отнести то, что на пол нельзя поставить ручной багаж по причине расположения люков для аварии, а также тот факт, что по причине удобства билеты на них раскупаются в первую очередь.

Ряд № 13. В этом ряду не откидываются спинки у кресел, что можно считать несущественным, если полёт не длительный. А на этих самолётах полёты как раз на короткие и средние расстояния.

Ряд № 14. По причине того, что впереди спинки кресел заблокированы, в данном ряду более комфортные места.

Ряд № 20. Места считаются самыми плохими. Здесь нельзя откинуться в кресле, а наличие за перегородкой туалета приносит дополнительные неудобства.

Надо заметить, что у модели Як 42д схема салона лучшие места ничем не отличаются от его младшего брата, потому что всё устроено полностью идентично.

Сравнительные характеристики (лётные и технические) двух моделей самолёта:

  • Максимальная скорость у Як-42 и Як-42д одинаковая - 810 км\час.
  • Крейсерская скорость у Як-42 - 700 км\час, а у Як-42д - 750 км\час.
  • Дальность полёта: Як-42 - 2900 км, Як-42д - 4000 км.
  • Вместимость пассажиров и экипаж идентичны.

Як-42 является полностью металлическим низкопланом, который оснащён реактивными двухконтурными двигателями в количестве 3х штук. Шасси убирается и является трёхопорным. Крылья консольные стреловидные. Оперение хвоста Т-образное, оснащённое переставным стабилизатором. Топливо заливается в три бака: два боковых и один центральный. Каждый топливный бак рассчитан на 6 тонн топлива, оснащён сигнализацией резерва и может объединять топливные магистрали с остальными баками. Торможение при посадочном пробеге осуществляется за счёт колёс шасси, спойлеров и низкой скорости посадки.

Як-42Д разрабатывался как усовершенствованная модель. Он обладает следующими улучшенными возможностями:

  • дальность перелёта увеличена на четверть;
  • барометрическая высота аэропорта увеличена;
  • допустимая сила ветра при посадке и взлёте повышены;
  • минимальный коэффициент сцепления с взлётно-посадочной полосой уменьшен;
  • колёса оснащены вентиляторами, которые повысили их способность к торможению.

Кроме этого у более поздней модели передняя дверь изменена под европейский стандарт для подсоединения телескопической галереи, что повысило привлекательность для международных авиарейсов. Дверь увеличили в размерах, и теперь в европейский аэропортах можно было использовать телескопический трап. Это упрощает и ускоряет посадку-высадку пассажиров. Оборудование для связи, навигации и пилотирования на модели Як-42Д позволяет ему летать по всему СНГ и в страны дальнего зарубежья (и в Ижевск, и в Салоники, и дальше). Также для полётов по Европе можно устанавливать дополнительное оборудование. И, вдобавок, следует отметить, что на этой модели установлена система автопилота.

Дополнительные особенности самолётов Як-42

  • Эта модель установила и побила 9 рекордов мира. Например, самолёт смог осуществить полёт Москва-Хабаровск без единой посадки. И это при том, что он рассчитан на малые и средние полёты.
  • Самолёт не нуждается в длинной полосе для взлёта и посадки в отличие от более крупных и современных авиалайнеров. Он может благополучно взлетать и садиться на аэродромах, оснащённых взлётно-посадочной полосой длиной 2 километра. На заграничных аэродромах воздушные суда с подобным полётным весом на такие короткие ВПП вообще не пускают.
  • Кроме этого для нашего самолёта вообще не нужен трап. Высадка и посадка пассажиров могут быть выполнены через трап-рампу, расположенный в хвосте. Этот трап также является крышкой люка и сконструирован наподобие рамп в грузовых железных машинах.
  • Этот самолёт обладает очень хорошими характеристиками взлёта и посадки. К примеру, для посадки его скорость должна быть 210 км\ч. Аналогичных показателей нет ни у одного другого пассажирского лайнера, как в России, так и за границей. Ведь если скорость посадки низкая, то пилот располагает большим количеством времени для принятия верного решения в непростой ситуации.