Белый храм в таиланде. Белый храм в Чианг Рае – сплетение искусства и религии Белый храм будды

Ват Ронг Кхун из провинции Чианграй – далеко не самый древний и большой храм Таиланда. В нём не хранятся великие буддийские реликвии. Сюда не тянутся толпы паломников. Строго говоря, он ещё даже не достроен. Тем не менее, это – один из самых узнаваемых храмов страны и одна из главных туристических достопримечательностей северной части королевства.

Среди путешественников Ват Ронг Кхун больше известен как «Белый храм». Название, как нетрудно догадаться, произошло от ослепительно белого цвета, в который он полностью выкрашен снаружи. Это уникальное для тайской храмовой архитектуры цветовое решение – его главная визитная карточка.

Другая особенность, благодаря которой Ват Ронг Кхун выделяется среди остальных 33 тысяч буддийских храмов Таиланда, – его неканоническая иконография. Наряду с традиционными символами буддизма среди элементов его декора можно с удивлением обнаружить и «звёзд» западного масскульта вроде Нео из кинофильма «Матрица», шварценеггеровского терминатора T-800 и даже сердитых птичек из нашумевшей в недавнем прошлом компьютерной игры.

Ват Ронг Кхун – самый необычный храм Таиланда.

Такому неожиданному для религиозной постройки эклектизму, равно как и необычному белоснежному цвету, Белый храм целиком и полностью обязан своему создателю – таиландскому художнику Чарлемчаю Коситпипату.

Художник, буддист, меценат

В каком-то смысле эксцентричный господин Коситпипат и сам – одна из особенностей Ват Ронг Кхуна. Он – единоличный автор этого проекта, главного творения своей жизни. Ничто в Белом храме не делается без его ведома; всё здесь от первой до последней мелочи придумано именно им и построено исключительно на его личные деньги.

Биография Коситпипата – тот редкий случай, когда можно сказать, что художник сам нарисовал свою жизнь. Он родился 15 февраля 1955 года в одной из маленьких тайских деревушек провинции Чианграй. На его семью, которая была бедной даже по скромным меркам таиландской глуши, односельчане смотрели свысока. Тогда-то у Чарлемчая и родилось желание вырваться из захолустной нищеты своей малой родины и стать богатым и знаменитым.

Сделать это помогла страсть к рисованию, владевшая им с детства. Решив стать профессиональным художником, он уехал в Бангкок и поступил в один из столичных университетов.

Живя в большом городе, будущий создатель Белого храма стал задумываться над жизненными путями других людей, пытаясь понять, почему одни художники становятся богатыми и успешными, а другие нет. Внимательно анализируя работы известных мастеров и подмечая то, что делало их творения великими, он пытался применять найденное в своих картинах.

Усилия не пропали даром, и работы самого Коситпипата начали пользоваться популярностью. К 1978 году, когда Чарлемчай окончил университет и стал бакалавром изобразительных искусств, он уже зарабатывал своими картинами деньги.

Постепенно к нему пришла национальная слава и успех, и он стал известнейшим художником своей страны. Среди его богатых клиентов был даже сам король Таиланда Пхумипон Адульядет. Этого, однако, Коситпипату было мало. Он хотел, чтобы о нём заговорил весь мир.

Это желание сбылось с постройкой Белого храма.

Набожность и амбиции

Всё творчество Чарлемчая, начиная ещё с первых студенческих работ, всегда было так или иначе связано с буддизмом. С возрастом его приверженность буддийскому вероучению только росла. Поэтому, когда он узнал, что в его родной провинции Чианграй окончательно обветшал один из старых храмов, а денег на его ремонт у местных властей нет, то решил лично взяться за его восстановление. И заодно превратить это в самый амбициозный художественный проект своей жизни.

К тому времени 42-летний Коситпипат уже был состоявшимся художником и очень обеспеченным человеком, которому было вполне по карману вести строительство исключительно на собственные деньги. Это позволило Чарлемчаю избежать какого-либо влияния со стороны и в точности воплощать все свои идеи. А уж в них-то недостатка не было.

Традиции плюс авторский подход

Коситпипат приступил к постройке Белого храма в 1997 году. К делу он подошёл не только творчески, как и подобает художнику, но и радикально. От старого храма осталось только его прежнее название – Ват Ронг Кхун, а всё остальное было придумано и отстроено с чистого листа.

Надо сказать, что словом «ват» в Таиланде обозначается не какое-то отдельное строение, а целый храмовый комплекс. Поэтому и Ват Ронг Кхун правильно понимать не как одиночно стоящий храм, а как единый архитектурный ансамбль. В него, согласно проекту, входит девять построек. Строительство и отделка большинства из них до сих пор не закончены.

Как считается, работы в Ват Ронг Кхуне будут вестись ещё не менее полувека.


В храмовый комплекс Ват Ронг Кхун входит девять построек. Большинство из них белого цвета.

Весь храмовый комплекс представляет собой странную смесь традиционной таиландской архитектуры и фантазии самого Чарлемчая Коситпипата. По замыслу художника каждая деталь Ват Ронг Кхуна должна нести определённый символический смысл и наталкивать посетителей храма на размышления о буддизме.

Так, белый цвет большинства зданий Ват Ронг Кхуна символизирует чистоту буддийского вероучения, а также примат духовного начала в человеке над его низменными телесными потребностями. Эффект белоснежности усиливают кусочки зеркал, которыми наподобие мозаики щедро выложены все элементы внешнего декора. Они призваны изображать сверкающую мудрость буддизма.

Важнейшим зданием и «лицом» всего комплекса является белоснежный убосот (в Таиланде так называют центральное сооружение вата, в котором находится статуя Будды и где совершаются молитвы и основные религиозные церемонии). Именно он притягивает наибольшее внимание туристов и красуется на большинстве сделанных в Ват Ронг Кхуне фотографий.

К убосоту ведёт великолепный мост, перед которым из-под земли в молчаливом отчаянии полукругом тянутся руки. Они символизируют тщетную погоню человека за сиюминутными удовольствиями и попытки утолить неутолимые страсти. Всё это, согласно буддийским представлениям, порождает страдания, избавиться от которых можно только путём отказа от земных привязанностей и желаний. Только тогда человек начинает свой духовный рост и получает шанс на обретение нирваны – конечной цели буддизма.


Простёртые вверх руки как символ земных страстей и желаний.

Минуя земные страсти и пороки, посетитель начинает подниматься по ведущему к убосоту мосту. Проход по нему – это символ преодоления сансары, круговорота земных перерождений, а его верхняя точка – это священная гора Меру, мифический центр буддийского мироздания. В соответствии с мифологией, в которой гору окружают морские воды, под мостом разбит небольшой пруд.

Перейдя мост, туристы оказываются перед входом в убосот. Его традиционные для буддийской храмовой архитектуры Таиланда три уровня крыши символизируют мудрость, сосредоточение и вероучительные заповеди. Поражает продуманная до мельчайших деталей отделка храма.

Внутри убосот украшает настенная живопись, выполненная в авторском стиле Чарлемчая Коситпипата, за который тот прежде уже подвергался критике со стороны традиционалистов.

В 1988 – 1992 годах он на пару с ещё одним художником разрисовывал стены первого тайского буддийского вата Великобритании под названием Буддападипа (расположен в Уимблдоне, юго-западном пригороде Лондона). Тогда с их лёгкой руки на стенах храма среди сцен буддийских мифов появились Маргарет Тэтчер и мать Тереза, а заодно и изображения самих авторов.

Новаторский подход пришёлся по вкусу не всем, и экспериментаторов поначалу много критиковали – начиная от правительства Таиланда и заканчивая другими тайскими художниками и собственно монахами. Но постепенно страсти улеглись, и к «неформатным» фрескам привыкли.

Прошло несколько лет, и при оформлении Ват Ронг Кхуна Коситпипат вновь решил дать волю своей фантазии. Причём на этот раз он отправил каноны буддийской иконографии в ещё более безудержный творческий полёт. Наряду с привычными образами и приёмами храмовой росписи Чарлемчай в качестве олицетворения пороков современного общества использовал персонажей западной массовой культуры. Поэтому на внутренних стенах убосота можно видеть, например, Фредди Крюгера, Чужого и террористическую атаку на нью-йоркские башни-близнецы, а также, почему-то, Гарри Поттера и Спайдермена.


Весь покрытый золотом, абсолютно весь… туалет Ват Ронг Кхуна.

Другой нестандартный творческий ход Чарлемчая – большой, роскошно отделанный и щедро покрытый позолотой… туалет. По задумке автора, такое нарочито шикарное оформление банального нужника должно показывать тщетность погони человека за материальными благами и чрезмерное увлечение тленными ценностями в ущерб духовному развитию.

Чёрный день Белого храма

Начиная строительство Белого храма, Чарлемчай Коситпипат был полон энтузиазма и решимости во что бы то ни стало его закончить. Однако был момент, когда он чуть всё не бросил, едва не поставив точку в истории Ват Ронг Кхуна.

Руки художника опустились 5 мая 2014 года, когда в 18:08 по местному времени храм был серьёзно повреждён землетрясением магнитудой 6,3 балла. Костпипат, который к тому времени потратил на его возведение почти 20 лет своей жизни и более 40 миллионов тайских бат личных денег, был близок к отчаянию.

После первого осмотра полученных повреждений, удручённый Чарлемчай заявил прессе, что не станет восстанавливать храм, а все его постройки в целях безопасности будут снесены. Однако сразу же после этого на него посыпались слова поддержки со всего мира. Он получил сотни телефонных звонков. Люди призывали его не бросать Белый храм, который, по их мнению, уже успел стать художественным достоянием всего мира.

Помощь предложило и правительство Таиланда, немедленно направившее в Ват Ронг Кхун команду инженеров для оценки степени повреждений. Их вердикт был более чем обнадёживающим: несущие конструкции и фундаменты не понесли критических разрушений, и здания храмового комплекса могли быть восстановлены.

Вдобавок, помочь рабочими руками пообещали Вооружённые силы и университеты страны. Готовность оказать содействие выразили и многие частные лица и организации.


Мост перед убосотом. Видна зеркальная мозаика.

Воодушевлённый выводами комиссии и польщённый полученной поддержкой господин Коситпипат немедленно воспрял духом. Утром 7 мая он пообещал, что восстановит Белый храм за ближайшие два года, а некоторые постройки будут вновь открыты для туристов уже на следующий день. Кроме того, художник объяснил своё первое заявление о закрытии храма намеренным шагом. Так он якобы хотел проверить, действительно ли его работа была важна людям и государству.

В настоящее время работы в Ват Ронг Кхуне продолжаются. Автор проекта твёрдо намерен в точности восстановить все разрушенные землетрясением настенные росписи и элементы декора. Пока же из-за реставрационных мероприятий туристам временно запрещено делать фотографии внутри храма.

Храмовый комплекс Ват Ронг Кхун находится в 13 километрах к юго-западу от города Чианграй. Поездка к нему на такси займёт минут двадцать и будет стоить 250 – 300 бат. Общественный транспорт (маршрутка) обойдётся значительно дешевле (20 бат), при этом время в дороге почти не увеличится и составит около получаса.

Одежду для посещения храма следует выбирать соответствующую. Она не должна быть слишком открытой. Особенно предосудительно будут восприняты оголённые ноги.

Открыт Ват Ронг Кхун ежедневно, вход бесплатный. Можно поддержать строительство, сделав пожертвование, но оно не должно превышать 10 тысяч бат, поскольку художник не хочет подпадать под влияние богатых спонсоров. Аналогом пожертвования будет покупка одной из авторских картин Чарлемчая Коситпипата, которые продаются в галерее при храме.

Вообще Ват Ронг Кхун очень популярен у иностранных туристов, которых сюда привозят целыми автобусами. Поэтому здесь обычно довольно многолюдно. Немало бывает и тайцев, но те в основном приезжают в выходные или по праздникам.

Во второй половине дня, когда туристы разъезжаются, людей становится значительно меньше.

Золотая клетка для раджпутских аристократок

История появления одного из главных архитектурных шедевров Северной Индии – джайпурского дворца Хава-Махал – началась задолго до его фактической постройки в 1799 году. Как и другие культурные особенности региона, это здание – результат многих столетий противостояния и трудного сближения индуистских и исламских традиций. В этом смысле Хава-Махал восходит к событиям, начавшимся ещё в VIII веке, когда Северная Индия впервые столкнулась с угрозой мусульманской экспансии.

Как известно, на её начальных порах индусам сопутствовала удача. Долгое время им удавалось успешно отражать все попытки пришельцев закрепиться к востоку от Инда. Однако с конца XII века разные исламские правители, несмотря на отчаянное индийское сопротивление всё же начали продвигаться вглубь субконтинента.

Каждый шаг давался наступающим с большим трудом. Особенно упорно захватчикам сопротивлялись раджпуты – представители разных этнических групп из варны воинов-кшатриев. Их небольшие княжества оказались для мусульман крепким орешком и надолго задержали исламский захват индийских земель.


Вид на верхние два этажа Хава-Махала с внутренней стороны здания.

Дольше всего с оружием в руках отстаивали свою свободу раджпутские государства нынешнего индийского штата Раджастхан. Только могучая империя Великих Моголов смогла превратить их в своих вассалов, но даже под всесильной могольской властью воинственные раджпуты не раз поднимали восстания.

Культурный обмен

Несмотря на многовековую вражду, раджпуто-могольские отношения не сводилась к одним только военным конфликтам. За долгие годы сосуществования представители высших сословий раджпутов переняли у своих сюзеренов и некоторые их традиции. В частности, женщины из аристократических раджпутских семей со временем стали соблюдать пурду – мусульманский по происхождению обычай женского затворничества. Кроме того, раджпуты позаимствовали у моголов немало особенностей их архитектуры.


Аркады и купола Хава-Махала отчётливо свидетельствуют о могольском влиянии на раджпутскую архитектуру.

Именно в качестве своеобразного результата этих заимствований в 1799 году и появился замечательный памятник индийского зодчества под названием Хава-Махал.

Главный символ Джайпура

Хава-Махал расположен в Джайпуре, знаменитом Розовом городе Индии, который был основан 18 ноября 1727 года махараджей Джай Сингхом II в качестве новой столицы своего старинного раджпутского княжества. Сегодня этот шумный трёхмиллионник является главным городом крупнейшего индийского штата – жаркого и пустынного Раджастхана.

Своим поэтичным вторым названием Джайпур обязан цвету песчаника, из которого строился его исторический центр. Именно здесь, в самом сердце старого города и находится популярнейшая достопримечательность и символ Джайпура – дворец Хава-Махал.

Это красивое сужающееся кверху пятиэтажное здание в 1799 году построил внук основателя Джайпура махараджа Пратап Сингх. Считается, что Хава-Махал возведён в форме короны бога Кришны, которому махараджа был очень предан. Дворец гармонично сочетает в себе индуистские и могольские архитектурные традиции, являясь подлинным олицетворением раджпутского зодчества.

Как и остальные здания в историческом центре города, Хава-Махал построен из красного песчаника. Помимо этого, снаружи он выкрашен в нежно-розовый цвет, красиво подчёркнутый белой канвой и узорами.

Самой узнаваемой особенностью Хава-Махала являются особые балконы-джхароки, которыми украшен каждый из пяти этажей главного фасада здания. Они изящно оформлены декоративными купольными балдахинами и закрыты ажурными резными ширмами с крошечными окнами.


«Гребень» пятиэтажного главного фасада Хава-Махала имеет высоту 15 метров. Несмотря на это у него очень тонкие стены: их толщина составляет всего 20 сантиметров.

Джхароки представляют собой одну из характернейших черт раджпутской архитектуры. Интересно, что при всех их эстетических достоинствах они были не просто элементами художественного убранства того или иного здания, а строились с чёткой практической целью.

Пожизненное заключение по-раджпутски

Как уже было сказано, под властью Великих Моголов высшая аристократия индуистов-раджпутов переняла исламскую традицию пурды. Согласно ей женщинам знатных раджпутских домов запрещалось появляться перед чужаками. По сути это означало, что они были обречены находиться взаперти всю свою жизнь. Единственное «взаимодействие» с окружающим миром для них сводилось к пассивному наблюдению за городской повседневностью. Для этого и были придуманы свойственные раджпутской архитектуре закрытые балконы-джхароки, пришедшиеся как нельзя кстати при возведении Хава-Махала.


Замысловато декорированная внешняя стена Хава-Махала резко контрастирует с незатейливым видом его заднего фасада, который (как и интерьер постройки) довольно прост и практически лишён украшений.

Дело в том, что Хава-Махал непосредственно прилегает к женскому крылу огромного Городского дворцового комплекса. Для живших там аристократок из княжеского дома махараджи Джайпура он и был построен. Каждой из женщин в Хава-Махале была отведена небольшая личная комната, закрытая от посторонних глаз джхарокой. Находясь там, хозяйка комнаты могла незаметно наблюдать за запретной для неё уличной жизнью города.

Естественный кондиционер

Помимо раджпутских балконов интересной особенностью Хава-Махала является его способность легко пропускать через себя наружный прохладный воздух. За это он, собственно, и получил своё название, которое переводится как «Дворец ветров».

Ценное для знойного Раджастхана свойство самоохлаждаться появилось у Хава-Махала благодаря его особой плоской планировке. Из пяти этажей дворца верхние три имеют толщину всего в одну комнату, что позволяет ветру свободно гулять по всем помещениям здания. Кроме того, раньше система естественного воздушного кондиционирования дополнялась ещё и фонтанами.

Необычный дворец Хава-Махал с его ажурными балкончиками-джхароками очень популярен у туристов. Джайпур хорошо сообщён с остальной Индией автомобильными и железными дорогами и имеет под боком международный аэропорт, поэтому здесь всегда много как местных, так и иностранных посетителей.

Поскольку Хава-Махал был своего рода железным занавесом между женщинами княжеского дома и внешним миром, входа с главного фасада у него нет. Все, кто имел право сюда входить, делали это с территории Городского дворца. Сегодня, чтобы оказаться внутри, нужно обойти Хава-Махала слева.


У дворца отсутствуют привычные лестницы для подъёма на верхние этажи. Вместо них устроены специальные пандусы.

Пройдя через величавые входные врата, посетитель попадает в просторный внутренний двор, с трёх сторон окружённый двухэтажными постройками. С четвёртой стороны находится сам Хава-Махал, закрывающий двор с востока. Туристы могут подняться на самый верх здания и насладиться прекрасными видами на город. Сверху, например, отлично видно знаменитую обсерваторию Джантар-Мантар и Городской дворец.

В Хава-Махале есть также небольшой археологический музей. Выставленная здесь миниатюрная живопись и богатые экспонаты вроде церемониальных доспехов помогут посетителям оживить в своём воображении образы далёкого раджпутского прошлого.

Хава-Махал открыт с 9:00 до 17:00. Лучшее время для посещения – раннее утро, когда Дворец ветров выглядит особенно потрясающе, источая оранжево-розовое сияние в золотых лучах восходящего солнца.

Входная плата для взрослых иностранцев составляет 50 индийских рупий; студенты платят вдвое меньше. Услуги гида обойдутся в 200 рупий, аудиогид на английском языке – в 110.

Краткое руководство для путешественников

Это заключительная часть подготовленной проектом сайт статьи об особенностях древнеегипетских храмов. В двух предыдущих рассказывалось об их , а также о . На этот раз речь пойдёт о непростых судьбах храмов Древнего Египта, и будут кратко перечислены те из них, что лучше всего сохранились до наших дней.

В зените славы и могущества

Биографии древнеегипетских «домов бога» складывались по-разному как во времена фараонов, так и после того, как пора их могущества осталась в далёком прошлом. Некоторые храмы приходили в упадок и исчезали ещё в эпоху расцвета египетской государственности, другим было суждено пережить не одно иноземное вторжение и стать немыми свидетелями окончательного заката породившей их цивилизации.

Все без исключения египетские цари старались возводить и всячески поддерживать храмы. Каждый фараон силился превзойти в этом своих предшественников, поскольку считалось, что невнимание к культу лишает его покровительства богов, а вместе с ним и власти. Поэтому в Древнем Египте постоянно велось храмовое строительство, а многие важные «дома бога», будучи уже созданными, продолжали обрастать всё новыми и новыми постройками. Даже спустя много веков после своего основания у них появлялись новые пилоны, открытые дворы, обелиски, статуи и отделка; храмы обзаводились очередными земельными владениями.

При этом зачастую приходилось жертвовать уже существовавшими «домами богов», которые сносили, перестраивали, или просто использовали как каменоломни, превращая в дешёвый источник стройматериала.

Ярчайшим примером сказанному является Большой храм Амона в Карнаке. Первое святилище на его месте было построено, как считается, ещё во времена XII династии Среднего царства, но важнейшим храмом страны он стал спустя четыре века, при новоегипетской XVIII династии. После этого Карнак сохранял статус главного сакрального центра Египта ещё более тысячи лет.

За это время храм неоднократно перестраивался и расширялся. Фараон за фараоном увеличивали карнакский дом Амона, добавляя свои или переделывая уже возведённые их предшественниками части. В итоге за более чем два тысячелетия трансформации храм оброс невероятным количеством самых разных построек (одних только пилонов было аж десять штук!), а в пределах его огромного теменоса со временем появилось ещё около 20 храмов меньшего размера.

Менее масштабно, но всё же схожим образом дела обстояли и с домами других древнеегипетских богов. Многие из них тоже многократно достраивались и переделывались, порой полностью заново.


Вид на первый, второй и третий пилоны знаменитого Большого храма Амона в Карнаке. © Cartu13 | Dreamstime.com – Karnak Ruins Photo

Как при строительстве новых храмов, так и во время изменения старых египетские правители зачастую использовали творения предыдущих фараонов в качестве удобного источника строительного камня. Так, при возведении третьего пилона того же Большого храма Амона в Карнаке были разобраны и пошли на стройматериалы сразу несколько более ранних построек, принадлежавших Сенусерту I, Аменхотепу I и Тутмосу IV, а также знаменитой царице Хатшепсут.

Стремясь связать своё имя с таким богоугодным делом, как строительство храмов, древнеегипетские цари не только не чурались разрушать ради этого труды предшественников, но и не брезговали присваивать себе чужие заслуги на этом поприще. Обычно так происходило, когда тот или иной фараон был не в состоянии сам возвести что-либо существенное, или же с целью стереть память о деяниях некоторых прежних правителей. Для этого предпринимался своеобразный «угон» уже существовавших храмов или их частей, где по приказу правящего фараона уничтожались все упоминания об их настоящих строителях, и вместо них прописывалось имя царя-«угонщика».

Такая практика к концу Нового царства стала настолько распространённой, что фараонам при строительстве храмов приходилось вырезать картуши с иероглифами своих имён на добрый десяток сантиметров вглубь, надеясь, что это сделает невозможным использование их заслуг следующими царями.


Картуш с тронным именем Рамсеса III в его поминальном храме в Мединет-Абу. В надежде пресечь узурпацию своих храмов последующими правителями, Рамсес III приказывал выполнять надписи на их стенах и колоннах в технике очень глубокого рельефа, часто на глубину более 10 сантиметров.

Впрочем, не только фараоны-неудачники «перебивали номера» на чужих памятниках архитектуры. Так не гнушался поступать даже величайший строитель Древнего Египта Рамсес II, построивший множество собственных выдающихся храмов.

В целом, до конца Нового царства общее число древнеегипетских «домов бога» неизменно росло. Разумеется, бывали и случаи, когда по тем или иным причинам некоторые из них приходили в запустение и исчезали. Например, немало храмов было уничтожено силами природы: грунтовыми водами, разливами Нила и землетрясениями. Однако в общем, обласканные вниманием фараонов и располагавшие большими материальными ресурсами, храмы процветали.

Радикальные перемены в судьбах «домов бога» наступили с окончанием египетской независимости.

Сумерки древнеегипетских богов

После падения Нового царства для Древнего Египта настали тяжёлые времена. Начиная с XI века до н. э. египетская история превратилась в череду смут, раздробленности и иностранного владычества, которая лишь изредка перемежалась короткими вспышками независимости и национального единения.

Перипетии этого бурного периода не могли не отразиться и на египетских храмах. Так, многие «дома бога» были уничтожены во время ассирийского и второго персидского нашествий. Египтянам удалось частично компенсировать эти потери в эпоху Саисского возрождения и усилиями фараона XXX династии Нектанеба I. Позже интенсивное храмовое строительство велось также при Птолемеях и римлянах, то есть уже после того, как Египет окончательно утратил свою независимость. Однако дни величия древнеегипетских храмов были уже сочтены.

С принятием Римской империей христианства в IV веке н. э. языческие святилища Египта оказались вне закона. Они осквернялись христианскими фанатиками-вандалами, их закрывали императорскими указами, использовали в качестве каменоломен.

Особенно сильно пострадали храмы, построенные из известняка (таковыми было большинство «домов бога» севернее Луксора; южнее храмы обычно строились из песчаника). В V веке развернулось их небывалое по масштабам уничтожение: известняк древнеегипетских монументов пережигался в известь, которая шла на строительные нужды нового режима. Кроме того, многие храмы были переделаны под церкви.

Последним действовавшим египетским «домом бога» был, как считается, храм Исиды на острове Филэ. Его принудительно закрыла византийская военная экспедиция под командованием полководца-евнуха Нарсеса около 535 года н. э.

Никаких хороших новостей египетским храмам не принёс, разумеется, и пришедший в страну в VII веке ислам. Разрушение храмов продолжалось, только вместо церквей в них теперь возводились мечети.


В византийский период на территории Луксорского храма Амона было построено сразу несколько церквей. В XIII веке их сменила мечеть, которая функционирует до сих пор.

Количество древнеегипетских храмов сокращалось даже после появления современной египтологии и интереса к истории Древнего Египта. Так, уже в начале XIX века в ходе индустриализации, предпринятой египетским пашой Мухаммедом Али, была вновь развёрнута кампания по пережогу уцелевших «домов бога» на известь, сгубившая много прекрасных памятников древнеегипетского зодчества.

В итоге к настоящему времени в Египте в более или менее полном виде можно увидеть лишь малую часть былого великолепия его древней храмовой архитектуры. В основном это те «дома богов», которые находились вдали от Нила и густонаселённых мест. Там они уберегались от уничтожения людьми (особенно если их заносило песком) и разрушительных разливов великой реки. Именно эти храмы сегодня представляют собой наиболее хорошо сохранившиеся образцы культового зодчества Древнего Египта.

Самые знаменитые древнеегипетские храмы

В заключение – краткий аннотированный список самых известных и лучше всего сохранившихся древнеегипетских храмов. Каждый из них является уникальным образцом архитектурного наследия страны фараонов и стоит того, чтобы в нём побывать.

В списке приводятся не только «дома богов», но и так называемые «дома миллионов лет» – поминальные храмы, строившиеся фараонами для вечного отправления своего заупокойного культа. Несмотря на то, что вопреки чаяниям их обожествлённых создателей службы в таких храмах обычно прекращались вскоре после смерти построивших их фараонов, некоторые из них неплохо сохранились. В период Нового царства «дома миллионов лет» строились, как правило, по образцу «домов бога».

От времён Древнего царства уцелело всего несколько храмов плохой сохранности. Самым известным и лучше всего сохранившимся из них является монументальный гранитный храм фараона Хафры , входивший некогда в погребальный комплекс построек при его пирамиде в Гизе.

Практически не сохранились и храмы Среднеегипетского периода. Самый значительный из оставшихся – поминальный храм фараона XI династии Ментухотепа II в Дейр-эль-Бахри . Его развалины находятся бок о бок со знаменитым храмом царицы Хатшепсут, для которого он послужил архитектурным образцом.


Слева от всемирно известного храма царицы Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри находится плохо сохранившийся и гораздо более древний поминальный храм фараона Ментухотепа II. Именно его необычную планировку и взяли за основу зодчие знаменитой новоегипетской правительницы.

Другой пример среднеегипетских храмов – так называемая «Белая капелла », небольшой изящный храм фараона Сенусерта I, построенный им в Фивах в честь 30-летнего юбилея своего правления. В эпоху Нового царства капелла была разобрана на стройматериалы и уже в XX веке восстановлена археологами.

Несравнимо больше египетских храмов сохранилось от эпохи Нового царства. Самый знаменитый и выдающийся из них – огромный Карнакский храмовый комплекс в столице новоегипетского государства Фивах (нынешнем Луксоре). Имея площадь более 100 гектаров, он является вторым по размеру (после знаменитого Ангкор-Вата в Камбодже) храмовым комплексом мира. Его главный «дом бога» – Большой храм Амона с колоссальным гипостильным залом и десятью пилонами. Помимо него в Карнакский храмовый комплекс входят также храмы супруги Амона богини Мут и их сына Хонсу, а также многочисленные святилища других божеств и фараонов.

Рядом с карнакским находится тесно с ним связанный Луксорский храм Амона . Это самый южный из «домов бога» на восточном берегу древнеегипетской столицы. Он насчитывает полторы тысячи лет непрерывного строительства – начиная со времён правления фараонов XVIII династии и заканчивая эпохой христианизации Римской империи.

Немало замечательных памятников египетской храмовой архитектуры находится и на западном берегу Фив. Здесь, неподалёку от Долины царей, где фараоны Нового царства устраивали свои усыпальницы, возводились и их поминальные храмы, из которых наиболее известны три.

Во-первых, это поминальный храм царицы Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри . Лежавший в руинах к началу раскопок в 1891 году, сегодня этот великолепный храм тщательно отреставрирован и представляет собой подлинный шедевр древнеегипетского храмового зодчества. Он относится к своеобразной скальной разновидности «домов миллионов лет».

Недалеко к югу от него в местечке под названием Гурна находится довольно плохо сохранившийся поминальный храм Рамсеса II . С лёгкой руки Шампольона, посетившего храм в 1829 году, он также известен как Рамессеум . Некогда это было внушительное даже по меркам Рамсеса II сооружение, но за прошедшие тысячелетия ему был нанесён значительный ущерб.


К сожалению, поминальный храм великого Рамсеса II в Гурне (известный также как Рамессеум) сохранился довольно плохо.

К юго-западу от Рамессеума располагается поминальный храм Рамсеса III в Мединет-Абу – одна из наиболее впечатляющих религиозных построек Древнего Египта. Здание этого храма по большей части избежало разрушений (если не считать уничтожения вандалами-христианами храмовых статуй и других подобных «мелочей») и прекрасно сохранилось.

Помимо этой знаменитой троицы в фиванском некрополе находится ещё один примечательный «дом миллионов лет» – поминальный храм Сети I в Курне . Расположенный недалеко от Рамессеума и сильно разрушенный, он сегодня почти не известен туристам. Тем не менее, когда-то этот храм был очень важен – именно здесь делала первую остановку статуя бога Амона, когда её во время Прекрасного праздника долины переправляли на западный берег Нила.

Значительно лучше сохранился (и потому более популярен у путешественников) поминальный храм Сети I в Абидосе . Он был посвящён Осирису, Исиде и самому фараону Сети I, при жизни которого храм так и не был закончен. Строительство пришлось завершать уже его сыну, знаменитому Рамсесу II. Одной из главных особенностей этого храма является так называемый Абидосский список царей – высеченный на его стенах перечень всех правивших в Египте фараонов от легендарного Мендеса до самого Сети I.

Великолепными памятниками новоегипетского зодчества являются и скальные поминальные храмы Рамсеса II и Нефертари в Абу-Симбеле . Они расположены на юге современного Египта, в исторической Нубии, и знамениты не только своими выдающимися художественными достоинствами, но и недавней историей их спасения.


Из-за начавшегося в 1960 году возведения Асуанской плотины храмы в Абу-Симбеле (как и множество других археологических памятников южного Египта) оказались в зоне будущего затопления. В 1964 – 1968 годах и большой, и малый (на фото) храмы Абу-Симбела были разрезаны на блоки и перенесены на более высокое место.

Самые хорошо сохранившиеся египетские храмы относятся к последнему тысячелетию существования Древнего Египта – греко-римскому периоду его истории (IV в. до н. э. – VI в. н. э.).

Один из них – находящийся в 60 км к северу от Луксора храм Хатхор в Дендере . Он необычен тем, что не имеет пилона. Зато у него есть сразу два (и притом уникальных) маммисия. Первый был построен фараоном Нектанебом I и является старейшим из дошедших до нашего времени «домов рождения». Второй, наиболее развитый с архитектурной точки зрения из всех известных храмов подобного рода, относится к римскому времени.

Той же богине, что и в Дендере, посвящён построенный в III веке до н. э. храм Хатхор в Дейр-эль-Медине . Он совсем невелик, но зато сохранился относительно нетронутым, включая храмовую ограду из кирпича-сырца.

Один из самых поздних древнеегипетских «домов бога» – храм Хнума в Эсне – находится в 55 км к югу от Луксора. Его начали строить при Птолемее VI, а заканчивать работы пришлось уже римлянам. Сегодня он расположен прямо посреди современного города. От всего храма остался только гипостильный зал, но зато в хорошем состоянии.

Далее на юг, на полпути между Луксором и Асуаном находится храм Хора в Эдфу . На сегодняшний день это самый хорошо сохранившийся египетский «дом бога», и потому он пользуется огромной популярностью у туристов. Храм строился 180 лет, с 237 по 57 годы до н. э., и был закончен Птолемеем XII, отцом знаменитой царицы Клеопатры. Старейший элемент храма – четырёхметровый гранитный наос фараона Нектанеба II, который достался нынешнему птолемеевскому святилищу от более раннего стоявшего на этом месте «дома бога».

Ещё южнее расположен уникальный «двойной» храм Себека и Хора старшего в Ком-Омбо . Он любопытен тем, что имеет необычный «зеркальный» план: храм разделён на две абсолютно одинаковые половины, первая из которых посвящена крокодилоголовому богу Себеку, а вторая – одной из ипостасей древнего египетского бога Хора.

Сразу несколько храмов находилось когда-то и на стратегически расположенном у древней южной границы Египта острове Элефантина (напротив современного Асуана). Два из них – небольшие храмы Тутмоса III и Аменхотепа III – оставались практически нетронутыми вплоть до начала XIX века. К сожалению, в 1822 году они были варварски уничтожены по приказу местных властей (их пережгли на известь). Сегодня на острове сохранились лишь гранитные врата эллинистического периода от храма бога Хнума . Также на острове археологами частично восстановлен храм богини Сатет (супруги Хнума), при котором находился самый большой в Египте ниломер, использовавшийся вплоть до XIX века.

В отличие от Элефантины, где древнейшие археологические находки восходят ещё к раннединастическому периоду, храмы на расположенном немного южнее острове Филэ появились сравнительно поздно. Важным религиозным центром он стал только в период правления Птолемеев. Именно к этому времени относится прекрасно сохранившийся храм Исиды на острове Филэ , который считается самым красивым из всех ныне существующих египетских «домов бога».


Первый пилон и вход в храм Исиды на острове Филэ.

Поднявшись по Нилу ещё южнее, можно увидеть храм Мандулиса в Калабше . Посвящённый местному нубийскому божеству, которого египтяне отождествляли со своим Хором, он был построен во время правления последних Птолемеев и закончен уже при императоре Августе. Первоначально храм находился на берегу Нила в местечке под названием Баб-эль-Калабша в 50 км к югу от нынешней Асуанской плотины. В 1962 – 1963 годах он был разобран на 13 тысяч частей и затем перевезён и воссоздан на новом месте – острове Новая Калабша.

В заключение стоит упомянуть, что в результате грандиозной международной кампании 1959 – 1980 годов по спасению архитектурных памятников Нубии от затопления четыре небольших древнеегипетских храма оказались за пределами Египта. В благодарность за помощь в археологических работах они были подарены Испании (храм Амона из Дебода , ныне стоит в Мадриде), Нидерландам (храм императора Октавиана Августа из Таффы , ныне в Государственном музее древностей Лейдена), США (храм Исиды из Дендура , теперь в нью-йоркском музее Метрополитен) и Италии (скальный храм Тутмоса III из Эллесии , который был перевезён в Египетский музей Турина).

Невозможно переоценить ту степень везения, которая понадобилась всем перечисленным выше храмам, чтобы уцелеть до наших дней. За прошедшие тысячелетия им посчастливилось пережить немало природных невзгод и иноземных нашествий. Но что самое удивительное – они каким-то чудом миновали долгие века религиозной нетерпимости, которая как дамоклов меч висела над ними с тех самых пор, как в них навсегда смолкли голоса жрецов и растаял дым последних воскурений.

К счастью теперь впервые за последние почти две тысячи лет храмы Древнего Египта находятся вне угрозы уничтожения. Они международно признаны как неотъемлемая часть культурной сокровищницы человечества. Многие древнеегипетские храмы входят в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Разумеется, торжественные службы в их стенах навсегда канули в Лету. Былые обряды сменила шумная туристическая суета, а единственными обязательными для исполнения ритуалами стали фотоаппаратные и сувенирные хлопоты. Но даже сейчас, блуждая по колонным залам и портикам древнеегипетских «домов бога», ещё можно уловить отголосок их былого предназначения. Как и прежде, они горделиво взирают на царящий вокруг них людской хаос, и не смотря ни на что продолжают оставаться твердынями маат – извечного порядка мироздания.

– это не только популярный курорт с жарким климатом и экзотическими пейзажами. Кроме туристических красот эта страна еще привлекает своей уникальной архитектурой и умиротворяющей атмосферой.

Многие люди едут сюда, чтобы отдохнуть от жизненной суеты, расслабится, а также насладится удивительными храмами , каждый из них сочетает в себе традиционные элементы буддийской культуры, но, тем не менее, поражает оригинальностью и уникальностью архитектурного решения.

Белая жемчужина Таиланда

На сегодняшний день, пожалуй, самым необычным и запоминающимся храмом в Таиланде по праву можно назвать Ват Ронг Кхун , который больше знаменит как Белый храм . По сравнению со многими другими архитектурными он один из самых новых. Более того, его строительство длится и по сегодняшнее время .

Первый же камень в его фундамент заложен в 1997 году. Задумка этого комплекса принадлежит таиландскому художнику Чалермчаю Коситпипату. Чтобы не зависеть от спонсоров, он вкладывает в создание храма свои собственные средства. Главный помощник в этом деле и, по совместительству, главный инженер - родной брат художника.

Чем же так знаменит Белый храм на весь мир? Прежде всего, своим белым цветом, благодаря которому он и получил свое второе название. Все, начиная от пола, и заканчивая элементами декора, в этом месте выполнено в сияющем белом цвете. Кроме того, стены покрыты мозаикой из зеркальных кусочков.

Белый храм (Wat Rong Khun) – это символ чистоты Будды, который вбирает в себя лучшие традиции буддийского искусства и современные дизайнерские подходы. Еще более волшебным и загадочным он выглядит во время вечернего заката и утреннего восхода солнца. Яркие лучи, попадая в тысячи зеркальных осколков, создают просто волшебное зрелище. Очень многие сравнивают его с резиденцией Снежной Королевы .

Вход к Ват Ронг Кхун начинается с прохода сквозь врата Ада . Это дорожка, именуемая тропой сомнений истраданий. С обеих сторон ее окружают тянущиеся из-под земли руки грешников - нараков . Согласно преданиям, они отбывают наказания за все грехи в буддийском чистилище, которое называется Нарака . Зрелище это одновременно пугающее и завораживающее.

Далее нужно пройти сквозь огромные сверкающие рога, что символизируют уста Раху – мифологический змей - демон, который пожирает Солнце и Луну во время затмений. Потом дорожка ведет к мостику над небольшим прудом, что символизирует реку, которая разделяет миры мертвых и живых.

Кстати, стоит знать, что из идеологических соображений движение по мостику только одностороннее. Впрочем, про это точно не забудешь, так как возле него стоит специальный человек с рупором и постоянно предупреждает про это посетителей. В конце мостика перед часовнями можно увидеть скульптурные изображения Будды в позе лотоса.

Крыша храма украшена статуями четырех животных, которые являются символами четырех стихий:

  • Землю символизирует слон,
  • воду – сказочные змеи наги,
  • ветер – лебедь,
  • огонь – лев.

Также на территории комплекса можно посмотреть много других скульптур самых разных мифических существ и, особенно, Будды. Вообще, различных фигурок, скульптур и прочих элементов декора здесь настолько много и они настолько продуманы до мельчайших подробностей, что их можно рассматривать и изучать часами.

Сам храм по размерам не большой, если сравнивать с другими храмами Таиланда. Но стоит учесть, что это – всего лишь часть большого комплекса, строительство которого еще далеко к завершению.

Чем удивляет храм внутри

Многие туристы, исходя из внешней красоты храма и первого впечатления, предвкушают, что внутри Ват Ронг Кхун их будет ждать вообще что-то невероятное и потустороннее. Но многих может ждать разочарование и даже небольшой шок. Внутри храм далеко не белоснежный . Более того, все стены его расписаны цветными графити, которые своеобразно иллюстрируют мировые события и современных героев. Например, в очень интересной трактовке подана трагедия в Нью-Йорке 11 сентября.

Так же на стенах можно лицезреть:

  • Человека – паука,
  • Нео из кинофильма «Матрица» ,
  • Бетмена,
  • Супермена,
  • джедаев из «Звездных Войн» .

На другой стене изображена современна трактовка конца света, где показаны катастрофы Земли. В храме есть две статуи Будды и его большое изображение на одной из стен.

Роспись все время дополняется разными событиями и явлениями из современной жизни. Задумка состоит в том, чтобы в дальнейшем было понятно, когда созданы эти картины. Боковые стены еще до конца не завершенные.

Немного пугает фигура монаха, которая также находится внутри храма. По одним источникам, это восковая фигура, а по другим – забальзамированное тело настоящего монаха. В любом случае, это выглядит очень правдоподобно.

Делать фотографии и вести видеосъёмку внутри запрещено. Кроме того, при входе внутрь нужно снимать обувь.

Где находится Белый храм в Таиланде

Можно назвать несколько способов, как добраться до Ват Ронг Кхун. Он расположен на расстоянии 14 километров от центра города Чианг Рай . Первый и наиболее комфортный вариант – сесть на автобус на старом автовокзале, который можно найти в центре города, рядом с ночным базаром. Стоимость билета обойдется туристу около 20 бат . Обратный билет можно не брать, потому что назад можно вернуться. Подсев в любой, проходящий мимо автобус.

Второй вариант – взять в аренду мопед и поехать самостоятельно. В этом случае путешественнику нужно ехать прямо по трассе в сторону Чианг Май, храм будет находиться по правую сторону, там же обязательно будет указатель.

Третий способ – воспользоваться местным дешевым транспортом , который называется тук-тук. Кроме того, всегда есть такси и турагенства, которые готовы быстро и с комфортом показать туристу любые достопримечательности.

  • Время работы храма с 6.30 до 18.00. Вход для всех бесплатный.

Белый храм Ват Ронг Кхун – это настоящая находка для тех, кто ценит искусство, которое вбирает в себя древние религиозные и мифологические мотивы и современное искусство. Но он будет интересен и обычным людям, которые просто хотят отдохнуть, и насладится божественной красотой творения человеческих рук.

Футуристический храм Тайланда Ват Ронг Кун (Wat Rong Khun) May 4th, 2013

Храм Wat Rong Khun, или Белый храм, произведение художника Чалермчая Каситпипата - очень красивое сооружение, несмотря на то, что строится энтузиастом на свои собственные деньги.

Впервые увидев изображения “Белого храма”, так же известного под названием Wat Rong Khun , можно решить, что это всего лишь качественная компьютерная графика. Архитектура сооружения настолько уникальна, что в реальность храма просто не верится! Тем не менее, “Белый храм” вполне себе реален и находится на севере Таиланда.

Wat Rong Khun является одним из самых уникальных сооружений в Тайланде. Необычная архитектура и десятки (если не сотни) белоснежных алебастровых скульптур поражают воображение туристов уже с первых минут!

Белый храм, как символ чистоты Будды и нирваны, напоминание об извечной борьбе добра со злом, был начат в 1998 году и должен состоять из 9 сооружений. Вот уже более 12 лет продолжается строительство, а Чалермчай считает, что окончательно проект будет завершен приблизительно лет через 90. За это время он успеет умереть и после его смерти молодые архитекторы завершат долгострой.
Интересно, что художник Чалермчай все средства от продажи своих картин направляет на строительство, полностью отказавшись от спонсирования, чтобы никто не мог повлиять на его планы и фантазию. Он вложил в храм уже несколько миллионов долларов. Правда, вызывает некоторое сомнение тот факт, что в одном человеке могло сосредоточится столько талантов, чтобы успевать самостоятельно разрисовывать интерьеры Wat Rong Khun, поддерживать всю инфраструктуру в нормальном состоянии и притом успевать зарабатывать на жизнь. Наверное, он все-таки принимает пожертвования, тем более что культовое сооружение получилось действительно неземной красоты. А для этого нужно много времени уделять проектированию.

Находится храм в провинции Чианг Рай, в местечке под названием Ампхуар. Строительство храма началось относительно недавно (в 1998 году), и некоторые объекты строятся до сих пор. Одним из инициаторов строительства является некто Коситпипат Чалермчай, которого в Таиланде прозвали современным Сальвадором Дали. Именно рисунки и чертежи этого художника послужили основой для создания образа “Белого храма”. Кроме того мужчина полностьюспонсирует строительство храма, и практически все объекты сооружения построены исключительно на его средства!Сам художник на вопросы о финансировании отвечает, что он строит храм на свои деньги из-за того, что таким образом ему никто не может диктовать свои условия. В общем, “Белый храм” – это живое воплощение фантазий таиландского художника. Естественно столь масштабные работы одному человеку точно не по плечу, так что Коситпипат привлёк к работам своего брата, которого назначил главным инженером амбициозного проекта.

Сам художник Чалермчай Каситпипата на вопросы о финансировании отвечает, что он строит храм на свои деньги из-за того, что таким образом ему никто не может диктовать свои условия. В общем, “Белый храм” – это живое воплощение фантазий таиландского художника. Естественно столь масштабные работы одному человеку точно не по плечу, так что Коситпипат привлёк к работам своего брата, которого назначил главным инженером амбициозного проекта.

Территория самого храма хорошо облагорожена. Здесь находится множество фонтанчиков, причудливых скульптур, а в небольшом прудике плавают красивые рыбки. Стоит отметить, что вход на территорию храма абсолютно свободен!

Смысл композиций большинства скульптур понять очень сложно. Тут вам и столь привычные для Азии драконы, и сотни рук, которые тянутся к вам, будто желая схватить. При чём, если драконы изображены очень миролюбивыми существами, то скульптуры рук довольно зловещи!

Внутри храма не менее интересно, чем снаружи. Здесь находится несколько скульптур и изображений Будды, но изюминкой интерьера храма является картина, на которой изображена битва между добром и злом! Помимо стандартных сюжетов на полотне нашлось место и современным героям, таким как Нео из “Матрицы” (художник считает Киану Ривза своим любимым актёром), джедаям из “Звёздных войнов”, роботам и различным монстрам! И весь этот сюрреализм неплохо гармонирует с образами Будды и его учеников! Фотографировать внутри храма строго запрещено.

Вышеупомянутую картину Коситпипат Чалермчай создавал на протяжении трёх лет. Рассказывая о своём творении, художник отмечает, что пытался показать вечные истины (добро и зло) понятными образами для современного человека. Вот такая вот необычная интерпретация!

Расположенный в провинции Чианг Рай, храм Wat Rong Khun во многом отличен от других храмов Таиланда. Выполненный в белом цвете, он как бы подчеркивает чистоту Будды, а сверкающее стекло говорит о сияющей как на земле, так и во всей Вселенной мудрости Будды. Каждый элемент и архитектурная форма несут какую-то смысловую нагрузку. Например, мост видится как переход от бесконечных циклов перерождений к обители Будды, а полукруг перед мостом символизирует земной мир.

Росписи храма заслуживают также нескольких слов. В религиозных сценах автор использует современые сюжеты из фильмов «Матрица», «Звездные войны», а также резонансные происшествия - например, теракт 9 сентября в США. По словам гида, художник таким образом хочет достучатся до сознания молодежи, разговаривая с ней на ее же языке. Сомнительно, чтобы такие иллюстрации склонили кого-то к большей религиозности, но выглядит необычно и свежо. Остальные росписи, которыми украшен храм, в основном изображают попытки избежать земных искушений и достичь нирваны.

На крыше расположены животные, каждое из которых олицетворяет землю, воздух, воду и огонь.

По словам туристов, посетившим это чудо культовой архитектуры, великолепие храма просто поражает, он хорош и на рассвете, когда первые лучи солнца скользят по крыше храма, и на фоне чистого ясного неба, и в лучах заката, и даже ночью, освещенный луной.

Белый храм сочетает в себе прекрасную смесь традиционного буддийского искусства с современным дизайнерскими решениями. Совершенно белоснежные стены и скульптуры искрятся, отражая оттенки утренней зари и вечернего заката. Стены украшены мелкими кусочками зеркального стекла, которое придает строению небесную воздушность и волшебный вид.

Вот такая еще интерпритация этой архитектуры: Главное здание окружает пруд с белыми рыбками. Мост, ведущий к храму, олицетворяет цикл перерождений на пути к обители Будды. Круг с клыками перед мостом символизирует устье Раху, представляя круги ада и страданий. Перед часовнями и в конце моста несколько скульптур Будды в позе лотоса в кругу духов мира. Внутри храма стены в золотистых тонах, по центру золотого пламени – алтарь Будды. На четырех стенах изображены четыре животных, символизирующих четыре стихии: слон стоит на земле, наги выступает над водой, крылья лебедя представляют ветер, а грива льва — огонь.

Его Белый Храм – это символ рая, куда и ведет узкий мост через реку, полную грешников. Важно знать, что, войдя в Храм по мосту, обратно по нему же возвращаться уже нельзя – попадаете обратно в ад. Каждая скульптура, каждая деталь в этом резном белоснежном великолепии несет определенный смысл и назначение, начиная с белого цвета самого Храма – символа чистоты Будды, и стекла, вкрапленного во все вокруг – символа мудрости Будды, которая ярко светит по всей Земле и Вселенной.

Эту картину Коситпипат Чалермчай создавал три года. Как объяснила девушка-гид, такие непривычные для храма изображения, объясняются тем, что художник хочет показать вечные истины более понятным и близким для современного молодого поколения языком, отсюда такая необычная интерпретация.

Не менее символично и внутренне убранство Белого Храма. Стены здесь расписаны в любимом стиле Чалемчая. Посетителям представлена впечатляющая роспись, символизирующая борьбу сил Зла и Добра. Здесь можно увидеть Нео и Супермена, ракеты, улетающие в космос, Гидру, похожую на шланг от бензоколонки и пожирающую башни-близнецы, автомобили, мобильные телефоны и самолеты, стреляющие лазером. Вся эта необычная для храмов тематика лаконично вписана в национальные мотивы, давая возможность наглядно и на понятном для современных молодых людей языке представить вечные истины.

Вокруг храма множество необычных алебастрово-зеркальных скульптур, поражающих воображение посетителей.

Напротив Белого Храма находится Золотой, который на поверку оказывается всего лишь общественным туалетом. Вот такой у художника необычный взгляд на вещи!

Также на территории находится галерея, где можно посмотреть другие работы художника и купить себе какой-нибудь сувенир на память о посещении такого необычного места.

Работы по отделке храма ещё продолжаются. Рядом находится мастерская, где создают удивительные скульптуры.

Также в Чианг Рае находится ещё одно интересное творение необычного художника Коситпипата Чалермчая – это часы, посмотрев на которые не остаётся сомнений в том, кто их создате

Целью нашей первой поездки в Чианграй был великолепный Белый храм Таиланда (Wat Rong Khun). Он находится всего в нескольких километрах от города Чианграй, мы его заприметили еще по дороге, когда направлялись к . Белые, переливающиеся на солнце верхушки White temple (так Ват Ронг Кхун называют иностранцы) видны прямо с трассы. Потом мы сюда еще приезжали, путешествуя на машине по северу.

Когда взгляду открывается сразу весь белоснежно-зеркально-резной храм, ты понимаешь, что с дороги ты не видел ничего. Этот вид завораживает, и появляется ощущение, что ты попал в сказку. Конечно же, первое, что приходит на ум, это замок Снежной Королевы. Wat Rong Khun красив, даже, наверное, слишком красив, чтобы быть именно храмом. Это настоящее произведение искусства. Олег очень метко его сравнил с Третьяковкой. И хотя тайцы и приходят сюда, чтобы помолиться, нам показалось, что по энергетике это место в значительной степени уступает тем же полуразрушенным старым ватам в Чианг Саен.

Наверное, такое впечатление из-за того, что, во-первых, место это относительно новое (строительство началось в 1997 году и, кстати, ведется до сих пор), а во-вторых, потому что уж очень сильно оно туристическое. Посетителей было довольно-таки много, хотя они как-то равномерно распределялись по окрестностям и не сильно часто попадались на глаза и в кадр.

При входе на территорию Белого храма сидит охранник и висит табличка, что из-за непристойного поведения (чьего, мы не поняли), иностранные туристы допускаются только в сопровождении их гида. Мы нерешительно потоптались перед воротами, а потом все-таки решили попытать счастье, остановят, так остановят. Но спокойно прошли, не будучи остановленными стражем порядка.

Ко входу в Wat Rong Khun ведет красивый мостик, символизирующий дорогу к просветлению, месту, где живет Будда (по-нашему, попросту Рай). Но прежде, чем туда добраться, нужно преодолеть человеческий мир (маленький полукруг прямо перед самим мостом), а затем пройти через Ад с тянущимися руками грешников (большой полукруг, заканчивающийся клыками – это уста Раху). Жалко, что перед поездкой не прочитала обо всем об этом в интернете заранее, было бы интереснее там бродить, понимая, что к чему.

И вот, мы у дверей Рая храма Ват Ронг Кхун. Снимаем обувь и входим внутрь. А там… почти ничего и нет. Только оригинально расписанные стены и сидящая фигура какого-то святого, видимо, монаха. В Интернете нашла, что он забальзамирован, как наш Ленин, другие утверждают, что это просто кукла. Уж не знаю, что правда, а что нет, но выглядит он вполне, как живой, от чего становится жутковато. Такие же .

Впечатлила оригинальная роспись стен. Мы, правда, не поняли, кем она выполнена. То ли создателем храма Чалемчай Коситпипат (Chalermchai Kositpipat), то ли несколькими авторами. Пристав к чужому экскурсоводу с вопросами, мы узнали, что нарисованные герои Матрицы, Аватара, Терминатора и т.д – это символ того, что люди сейчас в основном живут в иллюзорном, придуманном ими самими мире, а не в реальности, что нехорошо. Ну, про оружие, ракеты, башни близнецы и события 11 –го сентября я вообще молчу.

А еще, как нам сказали, роспись постоянно пополняется разными явлениями из нашей современной жизни (Аватар тому доказательство), так сказать, идет в ногу со временем. Это сделано для того, чтобы впоследствии было понятно, когда именно создавались эти картины, эдакие временные вехи. Одна стена, кстати, пока вообще пустая. Интересно, что на ней появится лет так, эдак, через 50…

А еще год назад Аватара тут не было…

Кстати, фотографировать внутри храма запрещается. Причину мы узнали уже потом, у одного из водителей, который подбрасывал нас. Рисунки на стене – это авторские работы и почему-то их создатель (создатели?) не хотят, чтобы они распространялись посредством Интернета.

Строительство еще продолжается. Об этом свидетельствуют не только стоящие позади храма Wat Rong Khun белые, но еще лысые, без рюшечек, здания-болванки, как мы их назвали, но и заготовки тех самых бело-зеркальных красивостей недалеко под навесом. Интересно было поизучать, как оно все рождается и творится. Говорят, комплекс будет включать девять таких изумительных зданий. Интересно будет сюда вернуться лет через 10, это ж просто сказка будет самая настоящая!

По всей территории стоят различные скульптуры, не менее изумительные и оригинальные, чем сам белый храм Wat Rong Khun. Каждая из этих скульптур наверняка несет какой-то сакральный смысл, но мы, к сожалению, поняли только то, что ну уж совсем для чайников – курить и пить нехорошо.

Порадовавшись, что к нам эти упреки-предупреждения не относятся, мы отправились на изучение удивительного золотого здания-дворца. Я долго гадала, что это может быть. И по тому, что наверху изображены чуть ли ни целующиеся мужчина и женщина, решила, что это какое-то подобие нашего ЗАГСа. Наивная, представляете, какого было мое разочарование, когда я прочитала ужаснувшую меня надпись — Туалет?! Да-да! Золотой туалет! Уму непостижимо! Но красиво, по сказочному…

Ну, и купив напоследок магнитик из этого завораживающего места, мы еще и поизучали стойки-витрины Lost and Found с представленными там экспонатами – потерянными вещами. Знаете, что больше всего теряют? Чехлы от фотоаппаратов и кепки! Но поразили меня больше всего запечатанные в пакетики деньги с подписанной суммой! И таковых там немало.

Короткое видео

Информация для посещения

Вход 50 бат. Детям до 120 см бесплатно.

Открыт с 7 до 17. В сезон (ноябрь-февраль) работает часов до 18. Но так как территория не очень большая, то в любое время суток можно довольно близко подойти к храму и понаделать красивых фотографий. Именно в темное время суток зажигается подсветка и храм выглядит особенно волшебно. Ну, я к тому, что даже если вечером-ночью будете проезжать, то загляните, там всего 100 метров от трассы ехать.

Как добраться

Проще всего, конечно же, на арендованной машине. Она позволяет огромную свободу по планированию и перемещениям по стране. В противном случае вы можете доехать на маршрутке из Чианграя от старого автовокзала (центр города) за 20 бат. Или же двинуть из Чиангмая на маршрутке или автобусе с и попросить высадить вас на трассе напротив храма.

Ночевка

В Чианг Рай удобно заночевать, чтобы никуда не торопиться. Можно посмотреть немного сам город, его центральную часть и посетить несколько достопримечательностей в округе, например, антагонист Белому. Ночевка также удобна, если у вас целое путешествие по северу Таиланда.

Я как-то останавливался в дешевом гесте Baan Nukanong Guesthouse (), но он очень простой, не всем подойдет. Упал в первом попавшемся, не было сил искать. Думаю имеет смысл посмотреть что-то еще и забронировать заранее. Проще всего искать отели на , там все скидки и самая полная база отелей. Ну, а бронировать далее будете уже или в Букинге, или в Агоде, что предложит.

Вот парочка отелей, которые я приметил для себя для следующей поездки: Sirin Place Boutique и Nice Inn Town Hotel and Apartments . Оба в центре, с высоким рейтингом, совсем недорогие. В Nice Inn Town вообще очень классные Делюксы и Суперироры (с кухней). Цены на севере, конечно, очень радуют. Все раза в 2 дешевле, чем на юге на курортах. Пользуйтесь!

Где находится храм

Белый храм расположен где-то в 13 километрах от города Чианг Рай, на юг в сторону Чианг Мая. Около основной трассы, которая соединяет Чиангмай и Чианграй.