Первое название мыса доброй надежды. Мыс Доброй Надежды — кто открыл, где находится

Мыс Доброй надежды - это место на самом краю юго-западного берега Африки, место встречи двух океанов - Индийского и Атлантического.

Открытие Мыса Доброй Надежды.

Мыс Доброй Надежды был открыт португальским мореплавателем Бартоломеу Диаш. Это событие произошло в 1488 году. Мореплавателю нужно было найти кратчайший путь к берегам Индии. До конечной точки своего маршрута он так и не добрался, но зато оказался первым из европейских мореплавателей, обогнувших африканский континент с южной стороны. Его корабль попал в сильные бури, которые не отступали несколько дней. Когда наступил штиль, Диаш поплыл далее на север, открыв путь к Индийскому океану. Но его команда после пережитого не желала плыть дальше и Диашу пришлось развернуть судно в обратном направлении. Возвращаясь, он увидел мыс, который выступал из моря и назвал его мысом бурь. Однако португальский король Жуан 2 переименовал его в Мыс Доброй Надежды, надеясь открытому морскому пути в Индию. Спустя несколько лет другой португальский мореплаватель Васко да Гама доплыл до индийского берега, обогнув Мыс Доброй Надежды.


Маяк

Мыс Доброй Надежды является не очень гостеприимным местом для приплывающих сюда кораблей. Сильные ветры, шторма и часто возникающие туманы делали мореплавание в этих местах не безопасным. Прибрежные скалы очень похожи друг на друга и из-за этого моряки часто сбивались с нужного курса. К тому же иногда в эти воды приплывают айсберги и столкновение с ними могло привести к кораблекрушению. В середине 19 - го века власти решили строить маяк, чтобы корабли смогли найти путь в гавань. Маяк построили на горе Кейп-Пойнт, которая находится рядом с мысом Доброй Надежды на высоте 270 метров. С этого места маяк был виден на расстоянии 80 км. Но английские инженеры, проектировавшие это сооружение, не учли одну особенность. Верхушка горы, на которой расположен маяк, часто закрывалась облаками. По этой причине пользы от него не было ни какой. Он проработал на том самом месте около полувека, но несколько кораблекрушений заставили власти задуматься о данной проблеме. Последней каплей стала катастрофа португальского лайнера, налетевшего на рифы. К счастью почти всем пассажирам удалось спастись. Маяк закрыли и в наше время он служит музеем и смотровой площадкой, с которой открывается потрясающий вид на бескрайний океан.

Новый маяк расположен на высоте 88 метров и виден он с расстояния 40 км, однако пользы он стал приносить гораздо больше, а кораблекрушения в этих местах прекратились. Сегодня там расположен ресторан, к которому можно добраться с помощью фуникулёра.


Фауна

Помимо типичных жителей Африки обезьян, гепардов и антилоп здесь можно увидеть пингвинов! Очковый пингвин, переселившийся когда то из Антарктиды, отлично чувствует себя в новых условиях. Холодные воды Бенгальского течения спасают птиц от жары. Размеры очковых пингвинов не велики: рост около 65-70 см, а вес 3-5 кг. Питаются в основном мелкой рыбой. Вид находится на грани исчезновения, поэтому занесён в Красную книгу. Врагами очковых пингвинов являются человек, акулы, чайки и морские котики, также приплывшие на самый юг Африки из Антарктиды.


Летучий Голандец

Мысом Доброй Надежды упоминается в легенде о Летучем Голландце, легендарном корабле-призраке, обречённом на страдания вечно бороздить просторы мирового океана. По одной из версий легенды, возвращавшееся из Ост-Индии голландское судно попало в сильный шторм в районе мыса Доброй Надежды. Моряки предлагали переждать непогоду в бухте около берега, но капитан был непреклонен. Он поклялся, что не один из членов корабля не выйдет на берег, пока судно не обогнёт мыс и тем самым навлёк на корабль и его экипаж проклятие.

Информация для туристов.

Добраться к мысу Доброй Надежды можно на поезде от Кейптауна до города Саймонстаун. Время в дороге займёт около часа и далее несколько минут на такси до пляжа Боулдерс-Бич.

Город Кейптаун находится в Южно-Африканской республике, на Капском полуострове, возле мыса Доброй Надежды. Центр города занимают особняки и здания старой голландской архитектуры, выстроенные в викторианском стиле. Но их сравнительно немного. С одной стороны они зажаты заливом Тейбл, а с другой – Столовой горой.

Кейптаун часто является последней точкой маршрута туров по ЮАР, куда входят:

Фотоохота в национальном парке,

В этом южноафриканском городе немало развлечений и достопримечательностей, но главные из них – мыс Доброй Надежды и Столовая гора, от которых у многих побывавших там путешественников захватывает дух.

Мыс Доброй Надежды

В 15 веке мыс Доброй Надежды служил олицетворением мечты португальских мореплавателей, искавших путь в Индию. Первоначально его называли мысом Бурь, но при короле Жуане II эта точка на Капском полуострове была переименована. Сейчас мыс Доброй Надежды известен благодаря своим пейзажам, привлекающим миллионы туристов. Мыс является самой крайней юго-западной точкой Африки, что подтверждают и ученые. На площадке перед этим местом есть указание с точными координатами.

Берег океана в районе Кейптауна.

Заповедник на мысе

Дорога на мыс Доброй Надежды проходит через заповедник с тем же названием. Он отличается густыми зарослями разнообразных растений, которые мешают передвигаться пешком. На Капском полуострове наблюдается их наибольшая плотность, поэтому без автомобиля здесь не обойтись.

Заповедник занимает территорию площадью больше 7 000 гектаров. В нем наряду с редчайшими представителями флоры, встречаются и такие уникальные для Африки представители фауны, как пингвины. Особенно непривычно видеть их рядом с антилопами и гепардами, поскольку они ассоциируются лишь с самыми холодными точками планеты. Однако это не мираж. Пингвины добрались до Африки из Антарктиды. Раньше пингвины расхаживали по всему заповеднику, но затем для них выделили отдельную территорию, названную Boulders Beach.

Пингвины на мысе Доброй Надежды.

Маяк

Маяк был сооружен в 1860 году, и сейчас он является одним из основных достопримечательностей мыса. Он возвышается над уровнем моря на 240 метров и считается самым высоким в Южной Африке. На маяке размещается смотровая площадка. Она обустроена на высоте 200 метров, и подняться на неё можно или на фуникулере, или пешком. Неподалеку располагаются сувенирная лавка и ресторан с террасой, откуда открываются изумительные виды.

Отсюда туристам видны сразу два океана: одну сторону мыс омывают воды Атлантического, а с другой – Индийского. Присмотревшись повнимательней, можно заметить, что они отличаются друг от друга по цвету.

Пляжи

На мысе Доброй Надежды есть возможность отдохнуть и на пляже. Купальный сезон начинается обычно в сентябре: в это время устанавливается солнечная погода, и хороший загар обеспечен. Окончание сезона приходится на май.

На одном из пляжей Кейптауна.

При этом у побережья имеются некоторые климатические особенности. К примеру, западная сторона отличается мягким климатом, песчаными берегами, тишиной и спокойствием. Здесь располагаются пляжи. На востоке теплее, но неудобства придают дующие там сильные ветра, которые мешают плавать, поэтому туристы в этой части побережья предпочитают лишь устраиваться на берегу и любоваться океаном.

Экскурсии

В экскурсию к мысу Доброй Надежды чаще всего входит посещение заповедника и берега пингвинов. Но кроме них есть и другие достопримечательности, на которые стоит посмотреть. Например, на побережье так называемого «Фальшивого залива» проложена дорога до городка Саймонстаун, где в прошлом размещалась база британского королевского флота.

Интерес для туристов представляет и остров морских котиков, площадью 4 квадратных километра, имеющий достаточно бурную историю. С 17-го столетия здесь находилась тюрьма, больница и военная база. Как раз на этом острове находился в заключении Нельсон Манделла – будущий президент ЮАР.

В 1999 году ЮНЕСКО причислило остров к объектам мирового наследия. Там открыли музей, посвященный истории государства. Для туристов проводят экскурсии по камерам и тюремному дворику.

Столовая гора

Это главная достопримечательность самого Кейптауна, без которой невозможно представить этот южноафриканский город. Столовая гора, или гора Тейбл признана символом города и включена в список наследия ЮНЕСКО. Она возвышается на 1087 метров.

Вид на Столовую гору из гавани Кейптауна.

Первым из европейцев на эту вершину поднялся португальский моряк Антониу де Салданья. В те времена Столовая гора была покрыта многовековыми деревьями твердых пород. Их и использовали при строительстве деревянного форта для нового поселения. Обычно горы заканчиваются остроконечными верхушками, однако у горы Тейбл вершина плоская, будто столешница, отчего гора и получила свое название.

Большую часть времени Столовую гору закрывают облака, поэтому не всем туристам удается на неё попасть. Из-за погодных условий власти города могут запретить подъем на вершину во избежание каких-либо происшествий с путешественниками. А погода в Кейптауне неустойчивая, и причиной тому теплые и холодные течения Индийского и Атлантического океанов, которые встречаются в этом месте. Когда гору закрывают густые облачные массы, горожане говорят, что она покрыта скатертью.

С этим явлением связывают много преданий. По одному из них, некто из местных жителей, которого звали Фан Ханкс, курил табак с таким мерзким запахом, что горожане спровадили его к горным склонам. Там он встретил дьявола, предложившего ему устроить соревнование: кто кого перекурит. Ханкс предложение принял. Они закурили, и их дым накрыл всю гору. С тех пор жители Кейптауна ссылаются на эту легенду, когда видят гору Тейбл накрытой белой «скатертью».

Когда стоит хорошая, ясная погода, то можно подняться на её вершину при помощи канатной дороги. Эту гору считают самой лучшей смотровой площадкой, она включена в список десяти наиболее посещаемых туристами мест всего мира. Там размещены смотровые телескопы, есть магазин сувениров и ресторан. Отсюда обозревается весь Кейптаун. Но особенно восхищает путешественников вид с вершины горы во время заката солнца, когда горизонт сливается с океаном.

Совершая прогулку по Столовой горе, туристы встретят немало представителей местной фауны и флоры. Здесь насчитывается примерно 1470 видов растений, в числе которых и протея, признанная настоящим символом Южной Африки.

К Столовой горе примыкает несколько вершин, являющихся частью национального парка полуострова. Это Пик Дьявола, Львиная Голова и гора Двенадцати Апостолов.

Помимо посещения мыса Доброй Надежды и Столовой горы, в Кейптауне надо непременно попробовать вина из региона Кейп, которые славятся далеко за пределами Африки и высоко ценятся многими гурманами и знатоками вин всего мира. А также взять пару уроков серфинга на самом известном серферском пляже ЮАР.

Мыс Доброй Надежды расположен на юге Африки. Его открыл человек, вдохновивший на океанские плавания двух великих мореходов - Христофора Колумба и Васко да Гаму. Звали его Бартоломеу Диаш ди Новаиш. Он был из семьи потомственных мореходов. Его старшие братья, двигаясь на юг вдоль берегов Западной Африки, открыли мыс Бохадор и Зеленый мыс. Бартоломеу пошел по их стопам. В тридцать лет он уже был опытным капитаном, плавал в водах Португалии и Испании, водил каравеллы в Гвинею, Служил он и при дворе, был даже королевским казначеем, В 1487 году король Жуан II решил послать в южном направлении два военных корабля и одно транспортное судно с припасами. Начальником экспедиции был назначен Бартоломеу Диаш. В августе того же года его флотилия оставила Лиссабон. Среди тех, кто провожал Диаша в далекий путь, был и семнадцатилетний Васко да Гама.

Флотилия Диаша прошла обычным путем до Гвинейского залива, затем спустилась на юг, за тропик Козерога. Наступил январь 1488 года - разгар лета в южном полушарии. У 33° южной широты на корабли флотилии неожиданно обрушился жесточайший шторм. Капитан велел двигаться в открытое море, надеясь «обойти» преобладающие южные ветры, мешавшие продвижению. Через две недели, когда океан стал успокаиваться, Диаш изменил курс на восточный. Несколько дней суда шли в этом направлении, но берега все не было видно. Предположив, что он обогнул южную оконечность Африки, Диаш повернул свои суда к северу. Через два-три дня вдали показались горы; берег тянулся с запада на восток. В начале февраля, пополнив запасы питьевой воды, португальцы обогнули мыс Ресифи, что у 26° восточной долготы, и открыли Баиа-Лагоа - «Бухту Лагуны». Оттуда берег плавно поворачивал на северо-восток, по направлению к Индии, и Диаш правильно решил, что обогнул все южное побережье Африки и теперь находится в Индийском океане. Казалось бы, самое трудное осталось позади, впереди- прямая дорога в сказочную Индию. Но не тут-то было! Команды кораблей, ослабленные цингой и измученные долгим плаванием, начали роптать, требуя повернуть назад. Опасаясь открытого бунта, Диаш уступил, выпросив три дня. Он продвинулся на северо-восток до 27е восточной долготы и в начале марта повернулся спиной к Индийскому океану. 16 мая, двигаясь на запад, он обогнул мыс, названный им в честь Святого Брандана, не подозревая, что это самая южная точка Африки. Позже мыс переименовали в Агульяш - «Игольный», так как близ него в море наблюдалась магнитная аномалия и стрелка компаса не имела склонения. В начале июня показался еще один мыс. Диаш дал ему имя «Его величество мыс Доброй Надежды». Обогнув его, он пошел на север и в декабре 1488 года вернулся в Португалию.

Существует версия, будто Диаш назвал этот мыс иначе - мысом Бурь, но король Жуан II решил, что подобное название будет отпугивать моряков, и переименовал его в мыс Доброй На-дежды - надежды достичь вскоре берегов Индии.

Надежда достичь Индии морским путем оставалась нереализованной в течение десяти лет. Король Жуан II решил, что посылать корабли вокруг Африки - дело хлопотное, требующее больших затрат. Нужно было исключительное событие, чтобы португальская корона снова вернулась к индийскому проекту. И таким событием стало чудесное открытие «Западной Индии» Колумбом в 1492 году. Когда португальцы поняли, что Колумб в действительности открыл Новый Свет, они возобновили попытки добраться до Индии вокруг Африки. В 1498 году Васко да Гама завершил дело, начатое Бартоломеу Диашем. За свой подвиг он был воспет Луисом де Камоэнсом в его знаменитой поэме «Лизиады». В ней, кстати, есть описание встречи да Гамы с «духом бурь», обитавшим у мыса Доброй Надежды и вселявшим панический ужас в сердца моряков.

«Вдруг ночью, когда мы бодрствовали на палубе, густое облако, поднявшись над нашими головами, скрыло от нас звезды. Это была какая-то тень, страшный и мрачный призрак, один вид которого способен привести в трепет самых неустрашимых. В то же время слух наш поразил страшный шум, напоминающий грохот, который производят волны, налетающие на скалы, хотя небо и море не указывали на близость урагана.

В воздух вытянулся призрак необыкновенной величины; безобразие лица его соответствовало громадности роста. Знаменитый Колосс Родосский, считающийся одним из семи чудес света, высотой не мог сравниться с этим грозным привидением. Его отвратительные члены тела, казалось, были одушевлены невидимой силой: мерзость, грубость, жестокость были разлиты во всем его существе; черты лица его какие-то унылые и мрачные; голова печально опущена на грудь, борода густая, длинная, всклокоченная; глаза сверкают, точно из темного рва исходит синевато-багровое, скорее кровавое, чем сверкающее, пламя; цвет лица бледный, землистый; волосы курчавые, губы черноватые и зубы желтые. Он испускает оглушительный рев, который, казалось, исходит из глубочайших морских бездн. Волосы наши приподнялись на головах, его вид и голос леденили кровь в наших жилах».

Естественно, Васко да Гама был человеком не робкого десятка. Он не устрашился чудовища, а лишь полюбопытствовал: «Кто же ты? » На что призрак гневно ответствовал ему: «Я тот большой мыс, который вы, португальцы, зовете мысом Бурь. Я стою здесь, на грани Африканского материка и южных стран. И имя мое - Адамастор».

Мыс Доброй Надежды. February 10th, 2017

Что-то я за делами да странствиями совсем забыла продолжить рассказ про поездку в ЮАР.
Исправляюсь.

Итак. Взойдя самым окольным путём , поплавав с , встретив Новый год в многотысячной толпе на набережной, рано утром 1 января мы нашли в себе силы, чтобы загрузиться в машины и отправиться навстречу надеждам.
Вернее, одной надежде. Но очень доброй.
А именно к мысу Доброй Надежды.

К чему были эти героические усилия и почему ехать нужно было рано утром?
Да потому что днём туда устремляется такое количество народу, что все надежды можно профукать стоя в бесконечной пробке.

Мыс Доброй Надежды находится на Капском полуострове, чуть южнее Кейптауна.
И тут зачастую возникает небольшая путаница. Ибо есть географическая точка - непосредственно мыс Доброй Надежды.
Где кроме надежды ничего нет.
А есть - Кейп-Пойнт, где находится маяк под названием "Мыс Доброй Надежды". Там же находятся всякие сувенирные магазины, кафешки и вообще кипит жизнь. Так что многие ограничиваются приездом в это самое место.

Мы же, как настоящие путешественники решили высадиться на мысе Доброй Надежды. А потом отправиться на маяк.
При чём изначально была идея в оба места съездить на машине. Но я посмотрев на карту категорично заявила, что надо идти пешком.
Кто бы сомневался.

Мыс утром первого января был на удивление безлюдным. А океан радовал глаз безумным цветом.

Кстати, простите мой географический критинизм, я так и не запомнила, какой это был океан.

Впрочем, береговая линия континента здесь впервые поворачивает на восток, открывая проход из Атлантического океана в сторону Индийского.
Так что будем считать это миксом из двух океанов.

Мыс Доброй Надежды не является самой южной точкой Африки. Но чтобы придать этому месту какой-то статус, а пребыванию туристов смысл, его назначили самой юго-западной точкой континента.
О чём установили памятную табличку.

Всё. Больше на мысе ничего нет.
Поэтому долго не задерживаясь, мы пошли по дорожке вдоль берега мимо причудливых скал к Кейп-Пойнт.

Вооон он виднеется вдали.

Ветер, скалы, бьющиеся о скалы волны - этому месту гораздо больше подошло бы его первоначальное название - мыс Бурь.
Ибо когда здесь бушует шторм, надеяться особо не на что.
Но историю, как известно, творят оптимисты. Поэтому мыс получил вот такое название.

От мыса Доброй Надежды до маяка можно дойти минут за сорок. Но мы за рекордами не гнались.
Шли, вертели по сторонам головами, постоянно останавливались, чтобы сфотографироваться или запечатлеть очередной впечатляющий вид.
Так что прогулка растянулась часа на два.

Приблизительно посередине пути есть совершенно очаровательный пляж, куда надо обязательно спуститься.

Конечно мы туда спустились, побродили.
А Паша, несмотря на ледяную воду и огромные волны, кажется даже искупался.
Ну, Паша он вообще сумасшедший.
На вершине горы Львиная голова, буквально купившись на "слабо" взял и простоял в планке пять минут.
Пять минут! До этого он даже не знал, что такое планка.

Впрочем, я отвлеклась. Мы ж на пляже.

На очень романтичном пляже. Вон кто-то даже из водорослей сердце выложил.

Кстати, лично для меня стало открытием, что одна из самых жутких и романтичных легенд связана с мысом Доброй Надежды.

Знаете, какая?
Я вот не знала - легенда о Летучем Голландце. Где-то здесь он бороздит волны океана.

Впрочем, когда прогуливаешься по живописным тропинкам в солнечный день, меньше всего думаешь о всяких жутких историях.

От парковки до маяка можно подняться в небольшом вагончике.
Но тогда можно пройти мимо павианов.

Не то чтобы я так сильно любила павианов. Скорее наоборот. Из всех представителей обезьяньего рода они мне меньше всего симпатичны.
Но, как известно, заповедь туриста, если павиан есть, его нужно посмотреть.

Или не нужно, - подумала я, узрев, чем занимается папаша семейства, пока мама нянчится с детьми.

Впрочем, увидев, что я его фотографирую, он как-то быстро смутился, бросил свои дела и закрылся лапами.

Но впечатление от общения с прекрасным животным миром было как-то уже подпорчено.
Пришлось идти прямиком на маяк, чтоб природными красотами нивелировать моральный ущерб.

Маяк, как маяк. Ничего особенного.
Рядом традиционная для туристических мест стойка с расстояниями до разных населённых пунктов.
Такие штуки ставят, видимо, чтобы поразить туриста - эка далеко забрался. Но почему-то это совсем не трогает ни одной струны моей нежной души.

После долгих прогулок пришло время подкрепиться.
Так что время в ожидании пока все соберутся, я скоротала за пиццей, которую у меня пытались нагло отобрать очень вредные птицы.
Вот прям очень нагло вели себя.

А ещё я отправила открытку.
Открытка так и не пришла. Видимо заблудилась:(

Когда я переделала все дела и уже почти заскучала, меня наконец-то нашли все остальные и радостно сообщили, что планы поменялись.
Наш хитрый план заключавшийся в том, что Миша приедет на машине на маяк, возьмёт с собой второго водителя, они сгоняют быстренько на мыс за второй машиной, и мы все поедем домой, с треском провалился. Как это обычно и бывает с блестящими планами.

Оказалось, что на маяк такая пробка, стоять часа два. Так что Миша не поехал за нами.
Вика с Арсением уехали на какой-то посторонней нам машине.

Ну а мы пошли обратно пешком к доброй надежде. Прям как Летучий Голландец, скитающийся по морям без отдыха.

Видимо хотелось этой надежде нас отпускать просто так.
Зато теперь с чувством выполненного долга мы точно могли сказать, что исходили мыс Доброй Надежды вдоль и поперёк.

Ну а что ещё надо настоящим бродягам?


Мыс Бурь невозможно отыскать даже на самых подробных современных географических картах. Такого названия уже не существует. Мыс, о котором будет идти речь, называется теперь Мысом Доброй Надежды. Как известно, он расположен на южной оконечности Африки и представляет собой выступ вдающегося в море скалистого полуострова, у основания которого находится крупный африканский порт Кейптаун.

Мыс Доброй Надежды был открыт в 1488 году португальским мореплавателем Бартоломеу Диашем. Направляясь на поиски новых земель, португальцы несколько раз пытались обогнуть этот мыс, но им мешал сильный шторм. С большим трудом корабли прошли это гиблое место. На обратном пути к родным берегам португальцы в память о пережитом шторме назвали эту суровую землю Мысом Бурь.

Спустя некоторое время португальский король Хуан II переименовал его в Мыс Доброй Надежды, так как это открытие давало португальцам надежду достичь Индию морским путем. Если бы название не было изменено, то оно как нельзя лучше характеризовало один из опасных для мореплавания районов на земном шаре.

Бури у этого мыса не случайное явление. Западное побережье Южной Африки подвержено действию сильных ветров Атлантического океана, нередко переходящих в длительные и сильные штормы. В этом районе теплое Игольное течение встречается с холодным Поперечным течением, в результате чего здесь, так же как и у острова Ньюфаундленд, образуются туманы, которые скрывают в своей пелене опасные для. мореплавания скалистые берега южной оконечности Африки.

Со времени Диаша до появления паровых судов район Мыса Доброй Надежды считался исключительно опасным для мореплавания. На протяжении почти пяти столетий величавый скалистый Мыс Бурь не раз был немым свидетелем ужасных человеческих трагедий на море. Трудно представить, сколько здесь за это время оборвалось человеческих жизней и погибло судов. Не менее опасны и другие мысы южной оконечности Африки - Мыс Игольный, Мыс Куоин, Мыс Денджер. Во времена парусного флота почти ежегодно в районе одного из этих трех мысов погибало крупное судно, а с ним десятки и сотни людей.

Последняя крупная авария у Мыса Коуин произошла 9 ноября 1946 года, когда на камни сел английский грузовой пароход «Сити оф Линкольн». Затонувший груз этого судна оценивался в полтора миллиона фунтов стерлингов. Само судно удалось спасти с огромным трудом.

Одним из самых драматических кораблекрушений в этих водах явилась гибель английского парусно-парового фрегата «Биркенхед» в 1852 году. Это был один из первых английских пароходов, построенных в 1845 году из железа, который затем был переделан в военный транспорт.

26 февраля 1852 года, имея на борту около пятисот солдат, «Биркенхед» совершал очередной рейс в Индию. Близ Мыса Денджер судно налетело на неизвестный подводный риф. Капитан поспешно распорядился дать задний ход, и когда судно сошло с рифа, обнажилась огромная пробоина. Вода начала быстро заливать пароход, не имевший водонепроницаемых переборок. Неожиданно он переломился на две части и стал быстро тонуть. В трех шлюпках, которые удалось спустить, спаслось лишь несколько женщин и детей. Гибель парохода стоила жизни четыремстам пятидесяти солдатам отборных колониальных войск Англии. Вместе с судном погиб и груз стоимостью семьсот пятнадцать тысяч фунтов стерлингов…

Обычно принято считать, что наибольшую опасность для судоходства представляют скалистые выступающие далеко в море мысы и скалы. Именно на них чаще всего заканчивают свой путь суда, заблудившиеся в тумане. Сильный океанский прибой или зыбь быстро решают судьбу судна, попавшего в цепкие объятия подводных рифов. Но как ни странно, в районе Мыса Доброй Надежды большую опасность для судов издавна представляли не многочисленные мысы, усеянные подводными рифами, а открытый северо-западным штормам Столовый залив. Его-то по праву можно назвать кладбищем кораблей! Специалистам судоподъемного дела Южно-Африканского Союза удалось установить, что на дне залива к настоящему времени, не считая бесчисленных обломков, сохранилось более трехсот деревянных корпусов парусных судов.

Останки кораблекрушений… Они покоятся на дне этого залива, и у всех своя история, полная драматизма, история, которая неизменно восходит к какому-то дню, месяцу и году.

Так, в 1648 году во время шторма с якорей был сорван и погиб у берега голландский фрегат «Гарлем». Вместе с судном затонул весь его экипаж и груз золота на восемьсот семьдесят пять миллионов франков. Сейчас корпус фрегата придавлен тяжелой громадой английского парохода «Тайвенген», который погиб на этом же месте в конце прошлого века.

Нередко бывали и такие дни, когда в Столовом заливе гибло одновременно несколько судов. Например, в 1716 году во время сильного шторма в заливе затонуло сорок два голландских фрегата, которые перед этим нашли здесь убежище. Вместе с голландскими фрегатами погиб ценный груз, оценивавшийся в огромную сумму - почти сорок миллиардов франков.

В 1799 году в Столовом заливе произошла похожая на предыдущую катастрофа. 4 ноября здесь стояли на якорях английские шестидесятичетырхпушечный линейный корабль «Скипетр» и пятидесятипушечный корабль «Юпитер», датский шестидесятичетырехпушечный линейный корабль «Олденбург» и двенадцать торговых судов разных стран.

На следующий день утром неожиданно задул сильный северо-западный ветер, вскоре перешедший в шторм. С треском лопались якорные канаты, корабли начало сносить к берегу. На рифах погибли «Скипетр», «Олденбург» и восемь торговых судов. Только на первом из четырехсот девяноста одного человека команды среди прибрежных бурунов нашли свою смерть почти четыреста моряков. «Юпитеру» удалось спастись - он вовремя выбросился на песчаную отмель под штормовыми парусами.

Говоря о стоимости погибшего вместе с судами груза в Столовом заливе, можно сказать, что, по данным английских архивов, этот груз оценивается в сумму свыше тридцати миллионов фунтов стерлингов. Однако, удачных попыток поднять со дна залива погибшее золото пока не отмечалось.