Копенгаген: фотоотчет и урбанистические заметки - Александр Минаков.

Иногда поездки рождаются спонтанно и незапланированно...
Так в этот раз и получилось.
За окном снегопад, жуткие пробищи, Москва стоит (29 ноября).

И что-то так захотелось куда-то улететь от всего этого!
Открыл инет, покопался - все дорого. за 20000 на 2-х... И тут вдруг нашел на сайте аэрофлота билеты в Копенгаген туда-обратно за 17т на двоих!
Оп-па! А вот в Дании мы еще не были!
Тут же покупаю на субботу 1 декабря (обратно 4-го), звонок супруге - летим!

Дания, встречай!
1

Помня о пробках в четверг и пятницу, решили до Шереметьево доехать на аэроэкспрессе.
Подорожал он, однако - 320 рублей за одного.
В Шереметьево не был очень давно. Летаем в основном из Домодедово.
Терминал D очень порадовал - современный, уютный и мало народу (вылет был около 8 вечера).
Паспортный контроль и проверку прошли очень быстро.
Самолет был полупустой. Народ спал на 3-х креслах)))
Разница во времени с Данией -3 часа)) Так что приземлились даже раньше (по времени) чем вылетели:)

Аэропорт Копенгагена - Каструп.
2

Поменяли 100 евро в аэропорту, чтобы доехать до гостиницы и может чего купить - и сделали ошибку!
Курс в аэропорту был 1 евро - 6.4 кроны. Но при этом удерживался какой-то налог и получилось 5.7 крон!!!
Когда же расплачиваешься картой - курс списания наличных колеблется от 7 до 8 крон (зависит от "пути" платежа к банку)! Согласитесь, гораздо выгоднее!

Больше наличность не снимали и расплачивались везде только картами. Их принимают даже в уличных киосках и на рождественском базаре.
Так что совет - забудьте про нал. Не выгодно (кстати, в ресторанах чаевые тоже можно заплатить картой:)

Ну вернемся к рассказу.
В детстве, мне всегда нравилось смотреть за машинистом метро - как он ведет поезд в туннеле. Помню мы протирали дырочки монеткой в краске, закрывающей
дверь машиниста от любопытных глаз и смотрели, представляя, как будто ведем поезд.

В метро Копенгагена вы можете себя почувствовать машинистом без всяких проблем.
Дело в том, что его там просто нет!!
Все на автомате.
Вы можете сесть в самое начало поезда и наслаждаться зрелищем))
3

Когда мы прилетели, в городе было +3 и снегом даже не пахло:)
Утром, выйдя из гостиницы (Richmond Hotel - рекомендую. Не дорого, номера хорошие и от центра 5-10 минут пешком) мы увидели,
что город преобразился!
4

шел сильный снегопад и снег уже лежал везде)
Это было как раз то, что я хотел)))
5

Это железная дорога. по ней тоже можно быстро доехать из аэропорта до центра города.
6

Велосипедисты напоминали нахохлившихся воробьев, сидящих на ветке во время мороза.
7

Фото буду выкладывать за 3 дня, так что на некоторых будет снегопад, на других - нет))
8

Бульвар Ганса Христиана Андерсона (H.C. Andersens Blvd.) - звучит сказочно:)
Представьте, диалог:
- Как пройти к библиотеке?
- Идите прямо по бульвару Ганса Христана Андерсона, сверните на улицу стойкого оловянного солдатика и увидели библиотеку около башни Оле Лукойе.
Убил бы за такой ответ:)
9

10

Еще одно отступление.
Раньше, я думал, что самая велосипедная страна в Европе - .
Хрен! Самая велосипедная - Дания. Ну или, во всяком случае, не меньше "велосипедированная" :)
11

Велосипеды тут везде и во множестве!!!
Они стоят большими и малыми кучками.
Они валяются на дорогах, в кустах, висят на деревьях и лежат на дне каналов - во множестве.
Абсолютно на всех городских дорогах, дорожках и тропинках есть выделенка для велосипедистов.
12

На всех светофорах есть отдельный сигнал для велосипедов.
На перекрестках - свои, выделенные синим, трассы.
13

Тема велосипедов будет плавно "скользить" по всему репортажу (а он будет из 4-х частей).

А мы идем дальше.
Памятник маленькому горнисту около Ратушной площади.
С этого ракурса видно, что солдат несет раненного горниста...
14

а с этого - как будто наш сибирский мужик несет "уставшего" друга с охоты-рыбалки домой:)
Вот такая ассоциация
15

Ратушная площадь.
Ратуша - первая справа
16

тут же почтовый ящик. Очень стильный.
17

из 12 стульев осталось только 4. Ждут Остапа. У местного театра.

18

19

Удивляли велосипедисты. Одни ехали все укутанные, другие - в шортах и футболках. А ведь было 0 градусов.
Да и прохожие то тут, то там мелькали в кедах на босу ногу...
20

снова ратуша.
Построена в 18 веке, а высота башни - 105.6 метра.
21

22

Трешовый фонтан у ратуши.
Все сплелось в клубок и ничего не разберешь в этой куче-мале:)
23

24

Барельеф у ратуши
25

На ратушной площади есть еще 2 красивых здания
Но что это - не нашел в интернете(((
26

ну и главная елка на той же площади.
27

28

Так как город у моря, то чаек в нем очень много.
Здесь они вместо голубей (хотя голубей тоже достаточно).
29

Викинги. Скандинавия ведь все же.
30

31

Многие здания в центре города украшены интересными барельефами.
32

33

34

в Копенгагене тоже играют в КВН.
35

36

37

девушка так задумалась, что чуть меня не сбила. Еле отпрыгнул из под колес:)
38

Доставка рождественских елок в организации
39

40

я с такими корзинами за грибами хожу. Точь в точь!

В сентябре 2009 года я был в столице Дании - Копенгагене.

Сегодня долго смотрел на 800 фотографий в разных местах города, думая, на сколько 36-кадровых прогулок разбить эту кучу и чему уделять большее внимание в каждой прогулке. Так и не придумал:-). Поэтому решил в первой серии фотопрогулок по Копенгагену пробежаться галопом по всем интересным местам, не задерживаясь на каждом месте больше, чем на одну-две фотографии, а потом уже в отдельных сериях уделить большее внимание отдельным интересным местам и другим объектам, не вошедшим в этот обзор.

Краткое введение. Копенгаген (дат. - København, англ. - Copenhagen) - столица Дании - самой южной из скандинавских стран. И страна, и её столица - не очень большие: население Дании составляет всего 5.5 миллионов человек, а Копенгагена - 500 тысяч (вместе с окрестностями - 1 миллион). Копенгаген известен с 11 века, а статус города получил в 13 веке, поэтому в городе много разных исторических объектов. Дания - конституционная монархия, поэтому в Копенгагене много разных королевских дворцов и замков, в том числе действующих.

[ | ]
1. Первая копенгагенская достопримечательность - Ратушная площадь (Rådhuspladsen) . Здание ратуши (Rådhus) (на фото - справа) было построено в начале 20 века, до этого ратуша располагалась в другом месте. Высота башни - более 100 метров. Вокруг Ратушной площади расположено много интересных объектов и музеев, а на саму башню ратуши иногда можно подняться, оттуда открываются совершенно замечательные виды на крыши старого города, этому будет посвящена отдельная серия.




[ | ]
4. А справа от ратуши - памятник Хансу Кристиану Андерсену - знаменитому датскому писателю (Андерсен в Дании - как Пушкин в России: в Копенгагене ему поставлено много памятников, есть музей рядом с Ратушной площадью, в честь него назван центральный городской бульвар). Андерсен смотрит на вход в парк Тиволи - это парк развлечений, один из крупнейших в Европе. В этом парке я не успел побывать, потратив всё время прогулками по разным частям города.



[ | ]
6. Башня церкви Девы Марии вблизи. Как обычно, в старых европейских городах на узких улочках невозможно рассмотреть большие объекты вблизи. Нужно отойти куда-нибудь подальше и забраться повыше, только тогда будет видно всё здание.


[ | ]
7. Старое здание Университета . Построено в 19 веке (в начале 19 века старый университет был разрушен в ходе войны с Великобританией). У Копенгагенского Университета есть несколько площадок, новые корпуса расположены в другом месте - ближе к городской окраине.






[ | ]
12. Дворец Christiansborg . В нём расположены парадные королевские апартаменты (здесь действующая Королева принимает высокопоставленных гостей), а также в нём заседает датский парламент. Когда Королевы нет на работе, можно посетить парадные королевские апартаменты как музей. Кстати, это единственное встреченное мной место в европе, где была запрещена фотосъёмка.


[ | ]
13. Под королевским дворцом ведутся раскопки предыдущих версий дворца. Нынешний дворец археологи смогли закрепить на сваях из монолитного железобетона, и выкопали под ним огромные пещеры, где можно найти фрагменты стен и зданий, стоявших на этом месте раньше на несколько веков.


[ | ]
14. Тот же Кристиансборг, вид со двора. Удивительно, но весь двор этого дворца - это гигантская автомобильная парковка, очень неожиданно для такой европейской страны как Дания. Едва нашёл точку, откуда в кадр не попадают тысячи автомобилей (спрятал их за кустами и колоннами забора). К сожалению, башня дворцовой церкви и некоторые части дворца во время моего визита были на ремонте, в лесах. Не удалось их осмотреть и подняться на башню.



[ | ]
16. Обошли вокруг остров Слотсхольм, на котором расположен дворец Кристиансборг, и вышел на набережную. Здесь старинная архитектура сочетается с современной. На переднем плане - ХЗ что такое (по виду - бизнес-центры), на заднем плане - церковь Кристиана (Christians Kirke). IMHO, ужасное сочетание.



[ | ]
18. Каждый день в полдень у дворца Амалиэнборг можно наблюдать смену караула. Если королева присутствует дома, смена караула происходит по парадной программе, если королевы нет - тогда по упрощённой. Мне не повезло, и смена караула выглядела очень просто: пришёл новый отряд, караульные обменялись докладами, после чего старый отряд куда-то ушёл.


1. Очень много. Впрочем, по моим ощущениям, в Амстердаме - никак не меньше. Критическая масса велосипедов снижает размах воровства. Великов на порядок больше, чем потенциальных воров. К тому же большинство велов - бюджетные утилитарные модели не первой молодости. Это позволяет копенгагенцам оставлять велосипеды на штатном подковообразном замке, блокирующем заднее колесо. То есть велосипед можно просто унести, но шансы, что это случится, довольно малы.

2. Несмотря на тотальную велосипедизацию автомобили из Копенгагена никто не выжил и общественный транспорт развит великолепно. Одним словом, транспортная система сбалансирована.

3. В датскую столицу мы попали из шведского Мальмё через эпический мост Эресунд - самый длинный в Европе. За проезд автомобиля по нему берут порядка 35 евро. Петербуржцы могут вообразить себе, как примерно будет смотреться наш будущий ЗСД.

4. Копенгаген - город весьма свободных взглядов. В витрине мило лежат пластиковые фаллосы.

5. Датчане, как и шведы заядлые цветоводы. Специальная табличка изображает схему расположения разных видов цветов на грядке у ратуши.

6. Центр города довольно лубочный. Здесь располагаются, как говорят датчане, “charmerende gamle huse” и пешеходные торговые мили. Но попадаются и необычные здания.

7. Архитектурный функционализм, оказывается, тоже способен благородно стареть, если облицован медью.

8. Часто в старинных городах есть башня, на которой в определенное время бьют часы и ездят всякие фигурки на потеху приезжим. Так вот в Копене ездит позолоченый велосипедист.

9. Когда велосипед у городского жителя - единственное средство транспорта, сами собой приходят житейские решения. Для перевозки груза корзины или сумок на багажнике бывает недостаточно. Поэтому в ходу трехколесные велосипеды с багажным отсеком.

11. Велосипедизация в столице Дании, насчитывающей миллион жителей, не была бы возможна без адаптации общественного транспорта к велосипеду. Перевозить велосипед предлагают в метро, поездах и даже на водных автобусах. А чтобы не промахнуться мимо специальных отсеков на платформах рисуют пиктограмму велосипеда.

12. Город пронизывает сеть очень комфортных, просторных и продуманных городских электричек S-Tog (аналог немецкого С-бана). Каждый вагон имеет большой отсек для пассажиров с колесами. Он предназначен не только велосипедистам, но и мамам с колясками, а также инвалидам. Крайне важный момент для наших будущих планировщиков: эти три группы часто используют одну и ту же инфраструктуру. Если велосипедами занято не все пространство, сиденья откидываются, и туда может сесть любой пассажир.

13. Народ у светофора.

14. Перед вами Петербург лет через 10. Это зоны платной парковки в центре. Красный сектор наиболее дорогой, зеленый дешевле, в синем плата еще меньше. Платить можно не только в паркоматах но и с помощью СМС.

15. Одна из главных достопримечательностей Копенгагена - квартал Кристиания, основанный хиппи в начале 70-х прямо в центре города на месте пустовавших казарм. Сегодня это растаманский парадиз. По правде я и не подозревал что такое бесчинство дозволено где-то еще кроме Голландии. В центре квартала расположена Грин-стрит, которую два «смотрящих» при входе рекомендуют не фотографировать. Здесь я решил запрету последовать, поскольку передо мной была не , а ряды пушеров с аккуратно разложенными на лотках пластинами гашиша и горками разносортной марихуаны. Жизнь кипит здесь почти круглосуточно. Играет музыка, работают бары, все курят.

16. Кристиания довольно обширна, самоуправляема и самодостаточна. Многие дома здесь - самострой посреди лесистых кущ. Есть даже строительный магазин на территории. Внутри нет автомобильного движения.

17. Территория по соседству со злачным местом постепенно обуржуазилась.

18. Детские игрушки в дворовой песочнице прикрыты сеткой - не первый раз такое встречаю. Возможно, от ворон.

19. Интересно, кто-нибудь из читателей знает, в соответствии с какой европейской доктриной детей лет пяти продолжают возить в колясках, словно паралитиков? Несмотря на то, что ноги приходится складывать пополам, чтобы уместить в коляску чадо вместе с айпадом.

20. Пребывание в Копене пришлось на выходные. Датчане расслаблялись по-своему. Надо заметить, специфический дух Кристиании разносился далеко за ее пределами. Многие проводят уикенд на катере. Сидеть вот так с газетой - сомнительное, на мой взгляд, удовольствие.

21. Что заказать дочке с мамой в воскресный полдень? Конечно же по поллитра Карлсберга!

22. Воскресный блошиный рынок. Все продавцы и покупатели - отъявленная хипстота.

23. Копенгагенское метро полностью автоматизировано. В нем нет персонала, вернее, он конечно есть, но встретиться с ним у пассажира мало шансов. Можно сесть у лобового стекла и поглядеть в тоннель глазами отсутствующего машиниста, роль которого выполняет автоматика. Станции новые, но неинтересные. Перрон отгорожен прозрачными стенками, как на некоторых станциях в .

24. Аквабус выглядит будто плавающий бронетранспортер, однако внутри у него около 50 плюшевых сидячих мест. На борт можно брать детские коляски и велосипеды. Курсирует он вдоль главной водной магистрали. Вдоль воды Копенгаген застроен почти исключительно современными зданиями.

25. Современные города давно уже «меряются» не дворцами, не высотой небоскребов и не количеством жителей, а операми. Копенгагену тут есть чем хвастаться - и архитектура здания хороша, и постановки на уровне. К сожалению, сезон был уже закрыт.

26. За центром Копенгагена располагается несколько приятных исторических районов. Рядовая застройка здесь кое-где напоминает . А местами - вылитый Лиговский проспект.

27. Сладкие грезы модных транспортников - улица с пешеходно-велосипедно-автобусным движением. Личным автомобилям и мотоциклам въезд запрещен.

26. Скандинавия довольно дождлива, и появление галерей над тротуарами абсолютно оправдано. Петербургу тоже не помешало бы перенять такую концепцию, но наверняка это противоречит каким-нибудь снипам.

27. Коль скоро у нас была машина, была сделана вылазка в город Эльсинор (Helsingør), это 40 км от Копенгагена на север. Приманкой для туристов тут является замок Гамлета, расположенный на острове. Сам же город - приятное цивилизованное захолустье.

28. Кстати и без машины сюда добраться легко на космической электричке. А еще из Хельсингора ходят паромы через пролив в шведский Хельсингборг - для тех, кто не хочет ехать по мосту.

29. Вернувшись мы успели только быстренько осмотреть скульптуру русалки (поверьте, это не главное в Копенгагене) и погрузиться на паром компании DFDS, который должен был за ночь доставить нас в Осло.

С чем ассоциируется Копенгаген? Лично у меня в первую очередь со скульптурой Русалочки, которая недавно отметила свой вековой юбилей. Однако памятник я уже видел во время прошлой поездки, поэтому в этот раз решил погулять по центру и посмотреть внимательно сам город...

Набережная Ньюхавн знаменита разноцветными домиками XVII века. Самому старому из них более 300 лет. Здесь жил Андерсен:

3.

Сейчас это полностью туристический район с пешеходной зоной и всякими ресторанами и магазинчиками. Обстановка очень демократичная: можно сесть и перекусить прямо на причале:

4.

Центральная площадь перед Ратушей, отсюда идет главная пешеходная улица города:

5.

У датчан интересная манера проводить митинги и протесты. Чтобы не тратить время на стояние в протестующей толпе, люди просто понатыкали плакатов, а сами ушли курить бамбук:

6.

В центре города все те же старые разноцветные домики:

7.

Кругом стоят пластиковые мультяшные моряки:

8.

Люди гуляют:

9.

10.

Набережная:

11.

Народ катается на лодочках:

12.

От воды внутрь города ведут извилистые улочки:

13.

Магазин для представителей нетрадиционной ориентации. Почему-то на окнах висят стикеры запрещающие велосипеды:

14.

Кафе, утро, солнышко - красота:

15.

Минут пять смотрели, как люди упорно пытались впихнуть невпихуемое. Хотели помочь, но потом решили, что с нашим участием этот процесс затянется ещё больше:

16.

Двойной красный светофор как в Осло (для дальтоников):

17.

Церковь Спасителя с винтовой лестницей на шпиле выглядит невероятно. Несмотря на все протесты Варламова, я заставил его отстоять в очереди и подняться пешком наверх:

18.

Сперва поднимаешься по обычной лестнице, потом начинается винтовая:

19.

20.

Чем выше поднимаешься, те более сужается проход, пока просто не исчезает на последнем витке. Никаких площадок и финальной точки не предусмотрено, ощущаешь легкое разочарование:

21.

Утешением служат лишь виды города, которые открываются со шпиля:

22.

23.

24.

25.

Крутая идея с футбольными полями. Непонятно, правда, что будет если мяч залетит на соседнее поле во время игры:

26.

Парк развлечений Тиволи. Говорят, Уолт Дисней так вдохновился этим парком, что решил сделать свой Диснейленд:

27.

28.

Несмотря на то что парк старый, вся инфраструктура сделана на современном уровне. Продажа билетов автоматизирована, правда, за каждый аттракцион надо отплачивать отдельный билет:

29.

Большая детская площадка:

30.

Работают аниматоры:

31.

Замок в восточном стиле. Машинка на переднем плане - это автоматическая газонокосилка. Она ездит по траве, словно умный пылесос и подравнивает травку:

32.

Отель Radisson Blu. В прошлый раз я жил в этом отеле:

33.

Вместо традиционной длинной стойки ресепшн сделан в виде отельных столиков. Над ними дизайнерские лампы похожие на кедровые шишки:

34.

Вообще, Дания славиться хорошей мебелью и аксессуарами. Вот, например, один из самых известных датских дизайнов - кресло-яйцо Арне Якобсена. Кресло было разработано для отеля SAS Royal Hotel в Копенгагене 55 лет назад. И сегодня Radisson Blu проводит конкурс на самый оригинальный дизайн обивки, в котором можно выиграть бесплатное проживание в отеле .

35.

Электровелики со встроенным планшетом с навигацией. Очень круто:

36.

Железная дорога проходит через город. Пути немного притоплены в землю, поэтому шум от поездов не мешает:

37.

Строительство метро. Стройка не закрыта, а наоборот, сделана смотровая площадка, чтобы жители города были в курсе происходящего. Тут же статистика стройки и инфографика про то, какие перспективы открывает новая станция:

38.

39.

Парк с лебедями:

40.

Плавучие бассейны и вышка для прыжков:

41.

Напоследок, предлагаю сравнить завтрак здорового человека и завтрак Варламова:

42.

В ближайшем посте расскажу что привело нас в Данию! Stay Tuned!

Сегодня я покажу вам как устроен квартал одного из спальных районов Копенгагена. Это так называемое "социальное жилье". Главное отличие от наших спальных районов - отсутствие машин. Все автомобили либо на перехватывающих парковках на границе квартала, либо под землей. Все пространство внутри квартала только для людей. К сожалению, не повезло с погодой. Весь день был противный моросящий дождь и людей на улице не было. Конечно, летом и в другую погоду все это смотрится намного лучше и веселее.

01. Параллельная парковка влодь дороги. Рядом велодорожка и тротуар, вымощенный гранитными плитами. Никто не паркуется на тротуаре и велодорожках, хотя никаких заборов и столбиков нет. Также обратите внимание на отсутствие проводов.

02. Граница жилого квартала. Перед каждым подъездом велопарковка. Внутрь жилого квартала машинам въезд запрещен.

03. Красная - велодорожка. Черные коробки - мусорные баки. Около мусорных баков стоят тележки, как в супермаркете, чтобы было удобно доставлять к ним мусор.

04. Большая велопарковка перед домом. Вокруг дома есть проезды, но простые машины сюда заехать не могут. Они нужны для доступа спецтехники или аварийных служб.

05. Жители первых этажей имеют маленькие терраски.

06. На дорогах рисунки.

07. Справа видно террасу одного из жителей. Свой маленький участок компенсирует недостатки проживания на первом этаже. Обычно такие квартиры стоят даже дороже обычных.

08. Почтовые ящики на улице. Обратите внимание, что уровень первого этажа на уровне земли. У нас до сих пор действуют устаревшие нормы с цокольными этажами. Нет никакой необходимости делать ступеньки на первом этаже в Европейской части России.

09.

10. Все дома разные. Это обычное недорогое жилье на окраине, но типовых проектов здесь нет. Каждый дом умеет уникальный фасад.

11.

12.

13. На большом поле между домами расположены детские площадки, столы для настольного тенниса, тренажеры, горки и т.д.

14.

15. Все дома разные.

16. Из-за дождя на улице никого не было.

17. Обратите внимание на газон. Он специальный, чтобы по нему можно было ходить и сидеть на нем.

18.

19.

20. Мусорные баки, фонари. Обратите внимание на то, что газоны находятся либо на уровне, либо чуть ниже тотуаров. Из-за этого, земля и грязь с них не попадает на дороги как у нас.

21. Во всех дворах есть мусорки для собачих какашек. Для собачников везде лежат одноразовые перчатки, чтобы они убирали сразу за своими питомцами.

22. Пример организации пространства под одним из домов. У нас бы здесь стояли машины.

23. Еще одна детская площадка.

24. Детские сады здесь маленькие и обычно располагаются на первых этажах жилых домов. Это детская площадка одного из детских садов. За стеклом помещения для игр.

25. Еще одна детская площадка.

26. Двор одного из домов. Стоит огромный мангал.

Города должны быть для людей.