Северный Таиланд — маршрут из города Пай в Мае Хонг Сон (Pai — Mae Hong Son): дороги, достопримечательности, фото. Водопады в окрестностях Паи

Super User


Дорога из Чианг Май в город Пай

Маленький городок Пай находится примерно в 150 километрах от Чианг Май. Этот удивительный горный городок со всех сторон обступают высокие горы и самостоятельный путь к нему очень сложный. Несмотря на непростую дорогу, пролегающую по горному серпантину, Пай ежегодно посещает несколько тысяч туристов.

Город Пай захватывает своей самобытностью, завораживает чудесной горной природой и отличным от популярных курортов Тайланда климатом.

Прежде, чем рассказывать о городе Пай, нужно обязательно упомянуть о некоторых интересных местах, которые есть по дороге из Чианг Май в Пай. Для того, чтобы посмотреть пару национальных парков и зоны отдыха, которые находятся по дороге из Чианг Май в Пай, нужно выехать как можно раньше.
Весь путь стоит проделать на своем транспорте – личном или арендованном.

Не надо отчаиваться тем, кто не умеет водить или по каким-то причинам не хочет или не может взять в аренду транспорт! В Чианг Май, в черте старого города, есть много туристических контор, которые организуют ваш трансфер из Чианг Май в Пай на комфортном мини басе.
Важно!!! Тем, кто собирается проделать путь в город Пай самостоятельно на мопеде!

  • Во-первых, ехать в Пай на мопеде могут только те, кто уверенно чувствует себя за рулем мопеда, и кто уже отъездил на мопеде какое-то время. Дорога очень сложная, постоянные подъемы или спуски с горы, в некоторых местах настолько крутые, что мопед едет только на первой передаче. Часто на дороге встречается грязь и песок, что может быть очень опасным во время разгона и торможения.
  • Во-вторых, обязательно возьмите с собой теплые вещи! В горах северного Тайланда, особенно в зимние месяцы, очень холодно. Лучше всего будет взять теплую кофту и куртку, которую не будет продувать ветром. Шапка и перчатки, кстати, тоже будут не лишними. Если вы заранее не взяли теплые вещи, их можно купить как в Чианг Май, так и уже непосредственно по дороге в Пай. В нескольких километрах до начала горного серпантина, по левую сторону будут магазины с теплыми вещами. Цены очень хорошие! Куртку и толстовку можно купить за 300 бат, вязаную шапку за 50 бат.
  • В-третьих, мопед должен быть исключительно на ручной коробке передач, автоматическая коробка передач в горах северного Тайланда не потянет. Ну и последнее, обязательно заправьте полный бак бензина и возьмите с собой бутылку или канистру, так как заправок на всей горной цепи, ведущей к городу Пай, нет. Есть маленькие заправочные автоматы, но их легко пропустить, да и бензин там стоит дороже.

В город Пай из Чианг Май ведет дорога Chotana road, шоссе № 107. Это дорога в сторону Mae rim, Mae Sa, Chang Dao. Далее, по пути следования, везде будут указатели.

На пути в город Пай вам будет встречаться много красивых храмов. В некоторые из них действительно нужно зайти, чтобы получить общее представление об архитектуре северного Тайланда.

Mork-Fa waterfall
Первый водопад, который вы увидите по дороге в Пай. Место это действительно стоит посетить. Очень красивый водопад, пещера и небольшой парк, по которому можно прогуляться. На подходе к водопаду, справа, увидите маленькую деревянную лесенку, перекинутую между камней. Если перейти по этой лесенке на другой берег, а затем подняться по земляной лестнице и пойти направо, то выйдите обратно на парковку. Если пойти налево, окажетесь в небольшой пещере, откуда очень хорошо можно рассмотреть водопад.

Горы Тайланда поистине уникальны! В них встречаются такие удивительные места, где хочется остаться не на один день. Одно из таких мест находится на 42-ом километре шоссе № 1095. Если ехать из города Пай (шоссе № 107), будет по левой стороне. Ориентир – Mae Malai Market. Магазин небольшой, поэтому смотрите внимательно! После того, как повернете налево, ещё нужно будет проехать вниз под гору 6,5 километров. Дорога, мягко говоря, не очень хорошая, бывает много песка и грязи, выбоины. На мопеде нужно ехать супер осторожно. Вход для туристов стоит 200 бат с человека.
Это место стоит того, чтобы его посетить! Сначала вы увидите гейзеры, температура которых достигает 170 градусов по Цельсию. Кстати, при входе можно купить яйца в плетеной корзинке и сварить их в одном из гейзеров!

Пай (Pai) – совсем не большой, очень душевный городок, который находится в провинции Мэй Хонг Сон (Mae Hon Song) на Севере Таиланда. От Чианг Мая к нему ведет трасса 1095, ехать около 130 км. Трасс очень горная, говорят тут 762 поворота (посчитал же кто-то!).

Как добраться в Пай

  1. На арендованном автомобили (как сделали это мы)
  2. На арендованном байке из Чианг Мая – не знаю, как люди проезжают эти 130 км да еще по такому серпантину на байке
  3. На автобусе или маршрутке с автовокзала в Чианг Мае за 150 бат (5 долларов) – около 3-4 часов пути
  4. На самолете – в Пае есть маленький аэропорт. В него летают самолеты авиакомпании Kan Air

Пай расположен не далеко от границе Таиланда с Бирмой. Основан городок был бирминскими беженцами, которые поселились тут около 200 лет назад.

Пай раскинулся возле реки с одноименным названием, в долине прекрасных гор. Город славится своей непринужденной атмосферой, дешевыми гестхаусами, вкусной и недорогой едой. Пай облюбовали хиппи и растаманы, вольные художники и другие творческие личности, любители покурить травку и бэкаперы из разных стран. Здесь живут и йоги с сыро-моноедами и другие интересные личности 😎 В общем в этом милом, душевном городке место нашлось всем так же, как и на , где рядом с йогами мирно уживаются любители тусовок и вечеринок.

Мы Паю уделили непростительно мало времени. После посещения мы поехали в Пай, до которого оставалось около 55 км. Думали, что спокойно доедем за час. Но как мы ошибались! 😎 Дорога представляет собой горный серпантин, с множеством поворотов через каждые 100 метров. Ехали мы в темноте и 55 км преодолели чуть больше, чем за 2 часа. Хорошо, что было темно, было не так страшно 😎 , не видно обрывов. Хотя надо сказать, что дорога там отличная, везде хорошая разметка, ограждения, знаки. Но укачало меня очень сильно. Людям со слабым вестибулярным аппаратом советую запастись таблетками.

Вообще я думала, что в Пай мы доберемся намного раньше. Но мы долго гуляли в и дорога между достопримечательностями тоже занимала больше времени, чем я планировала. У нас было две цели на вечер: купить сувениров, которые в Пае дешевые и очень разнообразные и вкусно покушать или даже потусить в каком-то баре.

Решили идти сначала осмотреться. Прогулялись по прогулочной улочке. Посмотрели на сувениры, одежду. В Пае продают много футболок с надписями «I love Pai» по 100 бат (3,3 доллара). Я купила несколько футболок на подарки и себе такую же, розовую 😎 Купили магнитики с надписью «I love Pai» и только я собралась померить пару платьев, как вся торговля на улице начала сворачиваться. Оказывается, жизнь на walking street Pai замирает около 10 вечера. Я была очень расстроена этим фактом.


Решили срочно искать, где и что вкусного съесть. Но и тут нас ждало разочарование. Пока мы покупали сувениры почти всю еду съели! Вот здесь нам продали последнюю порцию обалденно вкусного блюда


До сих пор его вспоминаем. Это мясо с овощами и перцем и еще какими-то приправами, пожаренное на углях. Нам завернули это мясо с собой, в бумажную коробочку. А можно было сесть тут же за столик и запивать все это пивом.

К сожалению, и кафе, где можно было покушать около 22:30 стали закрываться 😥 Остались только бары, но там только пили, а мы есть хотели! 😎 Видели один очень красивый ресторан с разожженным костром по середине. Но он тоже уже закрывался.

Пришлось идти в 7-елевен, покупать пиво и разные закуски. Было очень обидно, что в городе где самая вкусная и дешевая еда, мы не смогли вкусно покушать. Так что будет нам уроком, а вам советом – на Севере Таиланда жизнь замирает рано. В 10 вечера, а в некоторых мелких городках и того раньше, все спят!

Утром, вкусно позавтракав в Baantawan Guesthouse Pai мы поехали осматривать окрестности Пая. Хочу сказать, что Пай хоть и не большой городок, но все нужное для жизни тут имеется: рынок, магазины 7-елевен, банкоматы.

А мы выехали из города назад, в сторону Чианг Мая, на трассу 1095

Достопримечательности Пая


Возле города множество кофеен и мест для фотографирования. Мы не смогли удержаться и остановились возле места, где выращивают клубнику


Все здесь украшено ягодами клубники и я не могла не сфотографироваться в этом замечательном месте
Можно купить клубничное вино (300 бат – 10 долларов за бутылку) или клубничное варенье или сушеные ягоды клубники.
Мы купили сушеные ягоды клубники. Пакетик 60 бат (2 доллара). Очень вкусно с зеленым чаем. Ели долго 😎



Каньон в Пае

Проезжаем еще чуть дальше от Пая и попадаем на парковку Pai Canyon. Парковка и проход к каньону бесплатные 😎
Каньон Пай (Pai Canyon) или каньон Конг Лан – природная достопримечательность Пая. Находится примерно в 8 км южнее города. Благодаря природной эрозии здесь образовались тропинки и овраги, высота оврагов от 30 до 100 метров. Почва в каньоне темно желтого цвета. По всем этим узким тропинкам можно погулять, но будьте осторожны, никаких ограждений нет.
Мы приехали в Пай Каньон около 11 часов дня. Вокруг не было ни души.





Только чуть позже подъехали два парня, которые пошли дальше, исследовать каньон.


Небольшое видео с Пай каньон (Pai Canyon):

Мы же полюбовались на красоту окружающих нас гор, отдохнули на лавочки, взобрались на смотровую площадку и поспешили дальше. Впереди нас ждал насыщенный день.

Хорошо приезжать в Пай Каньон (Pai Canyon) утром на рассвете. Очень красиво тут и на закате.

Мемориальный мост Пай

Чуть дальше по все той же трассе 1095 находится Мемориальный мост времен войны, который строили японцы.


Здесь уже больше туристов, даже небольшой туристический рынок имеется, на котором продают вот такие национальные одежды.

Я даже себе купила похожую юбку, но позже, на .

Что еще можно посмотреть в Пае

К достопримечательностям Пая, которые мы не посетили можно отнести:

— Храмы Пая: Wat Luang, Wat Prathat Mae Yen, Wat Nam Hoo

— Водопады Пая: Mae Yen Waterfall, Mor Paeng Waterfall, Pem Bok Waterfall

— Китайская деревня

— Горячие источники – Tha Pai Hotspring. Кстати, возле горячих источников в Пае находится отличный отель — Pai Hotsprings Spa Resort , в некоторых номерах которого есть ванны с минеральной водой. В номерах шале с видом на горы (81 доллар в сутки), квадратная ванна с горячей минеральной водой находится на веранде. А в номере шале с видом на реку (стоимость номера 98 долларов в сутки), круглая ванна с минеральной водой на открытом воздухе — на лужайке. Вы можете наслаждаться и релаксировать в ванне весь день! В следующий свой приезд в Пай обязательно в нем остановлюсь. И Вам советую 😎

Возле Пая можно не дорого покататься на слонах – здесь самые дешевые цены на катание на слониках. Я хотела, но мы не успевали.

Можно взять экскурсию – трекинг по горам.

А можно просто лежать в гамаке на веранде своего бунгало и наслаждаться жизнью и ничего не деланием. Ведь Пай – город для релакса!

А мы к сожалению покидаем этот милый городок и едем назад по трассе 1095. И опять эти 762 поворота! Мне было очень плохо 😥

И напоследок несколько фотографий дороги из Пая в сторону Чианг Мая





И знаете, кого мы встретили на дороге? Слонов!


  • в ,

Путешествовать по Северному Таиланду удобнее всего на машине. Мы проехали в течение первого дня из Чианг Мая в Пай и остановились там на некоторое время. А затем отправились дальше по северной петле, и следующий ее участок, от Пая до Кун Юама через Мае Хонг Сон, преодолели за 1 день. В этой статье подробно расскажем о его первой части — из Пая в Мае Хонг Сон, поделимся практической информацией и рекомендациями.

Основная информация о маршруте Пай — Кун Юам:

  • Маршрут: Пай — Мэхонгсон — Кун Ям (Pai — Mae Hong Son — Khun Yuam)
  • Описание: Переезд из города Пай в столицу провинции Мае Хонг Сон по горной дороге с остановками
  • Транспорт: легковой автомобиль
  • Длина пути: 198 км
  • Затраченное время: 1 день (12 часов)
  • Начало пути: 06:43
  • Окончание пути: 18:44
  • Минимальная высота: 204 м
  • Максимальная высота: 1643 м

Схема однодневного маршрута и достопримечательности Северной петли

Как видно из схемы, мы никуда не сворачивали с пути в этот раз, все достопримечательности расположены вдоль основной автомобильной трассы. Однако во время других путешествий (тоже на машине и на мотобайке) мы заезжали во множество интересных мест, которые находились в стороне от трассы 1095. И в этой статье объединю два путешествия, чтобы показать, что можно увидеть по маршруту по Северному Таиланду от Пай до Мае Хонг Сон.

Основная информация о маршруте Пай — Мае Хонг Сон:

  • Длина пути: 110 км (всего с отклонениями от маршрута — 165 км)
  • Минимальная высота: 204 м
  • Максимальная высота: 1643 м
  • Максимальная скорость: 89 км/ч
  • Время в пути: 10 часов

Центр Мае Хонг Сон — парк вокруг озера Чонг Кхам

Именно здесь заканчивается наш маршрут из Пая в Мае Хонг Сон, однако на следующий день он поведет нас дальше по другим достопримечательностями, которые находятся вдоль западной границы Таиланда и Мьянмы.

Маршрут от Пай в Мае Хонг Сон — наши впечатления

Опыт путешествия по Таиланду на автомобиле, взятому в аренду, оказался бесценным. Именно в постоянной смене обстановки можно очень хорошо понять, как живут в Таиланде, прочувствовать их культуру и быт. Этим постом я открываю цикл публикаций об интересных местах королевства, и буду подробно рассказывать о этой прекрасной страны. Буду прикладывать к постам практическую информацию о поездке (в цифрах фактах), чтобы интереснее было воспринимать информацию о перемещениях.

На этом первая часть рассказа о путешествии из Пая в Кун Юам подошла к концу. Далее расскажу про достопримечательности Мае Хонг Сона и про посещение Национального парка Нам Ток Мэ Сурин.

  • Продолжение рассказа о путешествии по Северному Таиланду на машине

Купить дешевые авиабилеты в Таиланд

Дешевые авиабилеты в Бангкок смотрите на сайте Aviasales >>

19.454504 98.1994247

Автор - Р. Молочников

Этот район на стыке Ленинградской области и Карелии давно интересовал нас. Сначала при изучении карт внимание привлекла «неправильная» просека, больше похожая на трассу дороги, затем выяснилось, что в этом районе когда-то существовал Пайский леспромхоз, потом поступила информация, что леспромхоз располагался с другой стороны от железной дороги. И совсем недавно от друзей из Питера стало известно, что это была финская военно-полевая узкоколейка, уничтоженная в 1940 году во время советско-финской войны.

При всём сомнительном интересе посмотреть на разобранную узкоколейку одно обстоятельство отпугивало нас – относительная труднодоступность района. Ехать на поезде до ст. Пай, а далее пешком? Но, судя по карте, дорога, пересекая несколько речек, где вряд ли сохранились мосты, теряется в болотах и упирается в Ивинский разлив, образовавшийся позже. А если заходить с другой стороны, то надо ехать на машине, причём кроме «УАЗика» для тех мест никто у нас ничего лучше ещё не придумал, разве что «ГАЗ-66»!

Говорят, что идеи витают в воздухе. Так получилось и в этот раз. Придя как-то в клуб любителей железных дорог, я услышал предложение Ильи Семёнова о поездке в Пай. На замечание о необходимости «УАЗика» поступил ответ, что «УАЗик» есть! Но кончилась весна, началось лето, а подходящего времени на поездку не находилось. В середине лета меня стал теребить ещё один наш путешественник – Илья Некрасов, готовый поехать куда угодно, хоть во Владивосток, но только на неделю.

С отпуском у всех всё «срослось» в начале августа, и вот в намеченный час мы грузились в стоящий «под парами» автомобиль. «УАЗ» Семёнова оказался самым обычным, тентованным, с военными сиденьями. Разницы между сиденьями «УАЗика»-люкс и военными в дальней поездке я не заметил, а вот тент на этой сравнительно новой машине в сильный дождь вздумал протекать!

Маршрут для поездки выбрали такой: Москва – Ярославль – Вологда – Вытегра – Вознесенье – северный берег р. Свирь. Так оказалось ближе, чем по Ленинградке, и спокойнее. Пока ехали по Московской области, нас сопровождал мелкий дождик, после Ярославля стало уверенно проглядывать солнце, а после Вологды мы иногда попадали в ленивые грозы. Такая гроза никак не хотела уходить вечером, когда мы стали искать место для ночлега у озера на северо-западе Вологодской области. Место нашлось быстро, на берегу озера Керженское, на мыске, выдававшемся недалеко в озеро, где деревья подступали к самой воде. В лесу было сыро, с деревьев капало, быстро темнело. Этому мы противопоставили оперативно вставшую палатку, зажжённый костёр с бурлящим котелком и традиционный русский напиток. О подобной ночёвке в лесу можно только мечтать! Утром, окунувшись в заметно остывшее озеро, почувствовали себя заново рождёнными и готовыми к поисковым подвигам.

На стыке Вологодской и Ленинградской областей закончился асфальт и начался грейдер. А что может быть лучше «УАЗика» на грейдере?

Дорога до Вознесенья заняла ещё полдня; мы опасались, что попадём к парому через р. Свирь к началу какого-нибудь перерыва. Так оно и вышло. С 14.30 до 15.30 пришлось осматривать местные достопримечательности и магазины. В магазинах всё как везде, а вот из достопримечательностей порадовал памятник Ленину в виде бюста, стоящего на книжках, причём самые нижние – «Капитал» – принадлежали руке другого писателя.

Вскоре прибыл и наш паром – большой буксир-толкач и широкая вместительная баржа. Кроме нашей было много легковых машин с мурманскими, карельскими, иностранными номерами (многие пользуются этой дорогой, поскольку она до Москвы короче), ещё влез лесовоз, загруженный старыми брёвнами, хотя на другом берегу такого добра должно быть больше. Видимо, таков местный бизнес (плата за паром 120 руб. с машины, 8 с человека, местные машины бесплатно, лесовоз например).

Съехав с парома, мы практически попали в первую намеченную нами точку путешествия. Главная дорога (грейдер, трассой назвать нельзя) пошла вдоль Онежского озера в сторону Петрозаводска, собирая все посёлки. А нам надо налево, вдоль берега Свири, до Красного бора. Там когда-то была станция крупной лесовозной УЖД, разобранной ещё в 1991 – 92 гг. Изрядно заросшую бывшую станцию заметили не сразу, лишь сориентировавшись по ровному ряду жилых домов, стоящих на отшибе. Проехав вдоль домов, мы практически проехали и вдоль станции. Обнаружили и другие характерные черты – кабины от ТУ6, кузов мотрисы АМ1, пара недобитых вагонов ПВ40, две кабины от мотовозов МД54, и ещё два кузова от автобусов ЛАЗ-966 (с воздухозаборником на крыше – интересных, но не имеющих к УЖД никакого отношения).

Немного походив по станции, заметили бывший «треугольник» – пути для разворота паровозов. На нём местами ещё лежали рельсы, заросшие травой. По бывшей насыпи главного хода шла небольшая тропинка: видно было, что здесь ходят охотники и грибники. Пройдя метров 500 по этой тропинке, мы убедились в том, что слева и справа – сплошное болото, а разборка УЖД осуществлялась по рельсам, поэтому насыпь не утрамбована тракторами, и непроезжая даже для «УАЗика». А проехать туда нам хотелось, поскольку где-то километрах в восьми эта УЖД должна была пересекать финскую дорогу, Пай-Онежскую, как называют её местные.

Вернувшись в посёлок, мы заметили насыпь ж/д ветки, уходящей в сторону. Проехав вдоль неё, обнаружили 2 кабины от ЭСУ1а. Ветка, судя по всему, шла в деревянный гараж для ЭСУ, поскольку здание депо когда-то было возле станции. В общем, накопилось у нас вопросов без ответов, и настало время поговорить с местными жителями.

С трудом, но всё же удалось отыскать толковых мужиков, которые рассказали, что Пай-Онежская дорога разобрана и от неё ничего не осталось, кроме насыпи. Финны-де использовали её для строительства артиллерийских батарей в районе Гак-Ручья. Рассказали, что добраться до неё можно только пешком и только по насыпи лесовозной УЖД, где мы и видели тропинку. Время у нас ещё было, и мы решили проехать на «УАЗике» по главному грейдеру, поискать следы Пай-Онежской УЖД в районе деревни Щелейки, где она должна была подходить к Онеге. Ничего не найдя и полюбовавшись деревянной церковью в Щелейках, мы решили поискать ещё одну дорогу в этих краях – карьерную УЖД, построенную в 1942 г. Она предназначалась для вывоза камня диабаза на берег Онеги для перегрузки на баржи.

Немного поплутав, мы обнаружили дорогу на ровной насыпи, плавно уходящую вбок. Сомнений ни у кого не осталось – это бывшая УЖД! Решили проехать по ней. Дорога сначала шла ровно и была немного наезжена, но чем дальше, тем становилась более заросшей, и в конце концов километра через три, поблуждав в зарослях, мы окончательно потеряли трассу.

Ночевать решили на берегу Онежского озера, между Щелейками и Вознесеньем, где грейдер проходит недалеко от берега озера.
Утро на Онеге было удивительным, тишайшим. От озера поднималась дымка, небо же хоть и светлело от утреннего солнца, тоже было подёрнуто лёгкой дымкой, да так, что сливалось с озером. Поверхности воды было не видно с берега, и казалось, что за ним облако: шагнёшь и полетишь в никуда.

Но под стук топора, звон посуды и запах горячего завтрака день вступал в свои права. Налетел ветерок, сдул дымку с озера, и стали видны далёкие корабли, почти неподвижно бредущие своей дорогой.

Для начала решили вернуться в Красный Бор и ещё немного потолковать с местными. Однако там мы не услышали ничего нового, кроме того, что на этом берегу Свири полно финских укреплений. А всё вооружение оттуда снимали и вывозили в начале 50-х годов местные жители под присмотром военных.

Найти укрепления в Вознесенье оказалось делом несложным, но мы не думали, что они окажутся столь грандиозными! На ум пришло подходящее слово: форт. По существу там оказались две скалы, разделённые небольшой прогалиной, в каждой из них – фортификационные сооружения. В первой скале сверху вырублены траншеи, из которых через гермодверь можно было попасть в систему подземных сооружений. Судя по всему, там находились казарма, НП, пулемётные и даже артиллерийская точки. Часть помещений оказалась взорвана и завалена. На самой высокой точке когда-то стояла поворотная башня, от которой осталось характерное бетонное основание. Через прогалину мы подошли ко второй скале. Сразу бросился в глаза широкий вырубленный ход в пещеру, ветвящуюся в конце направо и налево. Сюда мог спокойно въехать и развернуться «УАЗик». Слева оказался тупик, а справа – бункер с двумя пулемётными гнёздами и что-то ещё, но дальше громоздился завал. Было похоже на проход в наблюдательный бункер и пулемётную точку, расположенные с другой стороны скалы, обращённой прямо к р. Свирь.
Находясь под впечатлением, провожаемые шипением потревоженных гадюк, мы всё же решили вернуться к своим задачам: ещё раз съездить в Щелейки, расспросить там о Пай-Онежской железной дороге и отыскать-таки старое депо карьерной УЖД.

На этот раз поиски увенчались успехом. Мы обнаружили довольно высокое здание, сложенное из диабаза, походившее на развалины средневекового замка. Оно давно заросло деревьями, отчего образовался непроходимый бурелом. Площадка станции почти не читалась, а ворота депо, обращённые к лесу, вообще сбивали с толку, не давая разобраться, как именно тут лежали пути. Было ясно одно: дорога мертва очень давно, и никаких артефактов тут нет.

Решили, что сегодня у нас осталось времени только на то, чтобы добраться до посёлка Пай с одноимённой ширококолейной станцией и произвести на месте разведку бывшей УЖД. Причём прямой дороги, как всегда, не было, и нам предстоял крюк километров 150. Из них километров 50 – грейдер до Шокши, от неё уже пошёл сносный асфальт. На полпути между Шокшей и Педасельгой, судя по карте, должно было существовать примыкание из Пяжиевой Сельги. Повернув в похожем месте, мы оказались на грунтовой дороге, плавно уходящей влево от трассы. Дорога была на невысокой насыпи, справа и слева читались аккуратные канавы. Никаких сомнений не осталось: это и есть бывшая УЖД. Чуда здесь тоже не произошло – очень давно тут не ходили поезда и были сняты рельсы.
Мы двинулись дальше. В Педасельге предстоял поворот на дорогу через Ладву в Пай. Проезжая Пухту, мы тщательно высматривали переезд с бывшей УЖД из Пяжиевой Сельги. А через 6 километров – ещё один переезд с узкоколейкой из Ладвы Ветки. Но здесь тоже давно не было никакой УЖД, а по её трассе в обе стороны проложили хорошую грейдерную дорогу. Грейдер оказался свежим – кое-где его по-прежнему подсыпали, а в местах пересечения с ручьями-речушками были видны сдвинутые бульдозером в сторону остатки деревянных мостов УЖД. При въезде в Ладву Ветку слева открылся большой лесозавод. Повсюду проглядывали узкоколейные артефакты: вагоны (точнее, кузова), среди которых наше внимание привлёк хорошо сохранившийся кузов редкого пассажирского вагона ПВ-38. Но некогда останавливаться, до Пая оставалось ещё 18 километров неизвестной дороги.

Въехав в Пай, мы для начала решили кинуть взгляд на то, что осталось от УЖД Пайского леспромхоза с западной стороны от станции. Как оказалось, не осталось вообще ничего: пара шпал в траве не в счёт. Пока плутали по посёлку, наткнулись на живой «ГАЗ-67» с пройденным ТО-2005! Пустячок, а приятно!
День клонился к вечеру, а мы ещё не добрались до нашей цели! Вот и искомое место с восточной стороны станции, вот что-то похожее на насыпь УЖД с грунтовой дорогой на ней плавно заворачивает в лес мимо поселкового кладбища, вот уже небольшая, но очень характерная выемка. Сомнений нет, это и была та самая финская дорога. Но радоваться было ещё рано. Не проехав и километра, мы упёрлись в перепаханную местность. Широкой полосой метров в 200 поперёк прошла трасса ЛЭП. Дорога свернула куда-то совсем не туда, и мы решили поискать трассу пешком. Но удивительное дело! Поблуждав по зарослям и вырубкам битый час, мы ничего не нашли… А солнце уже совершенно очевидно хотело коснуться горизонта! Надо было поспешать, ибо в тот день у нас было ещё одно важное дело: дорога домой. Мы надеялись проехать дальше на юг через Ревсельгу и далее через границу областей – Ленинградской и Карелии – на Токари Ленобласти, значительно сократив свой путь и сэкономив уйму времени. Но не тут-то было. Поначалу хорошая наезженная дорога вселила в нас надежду, но потом следов на ней становилось всё меньше, и в конце концов как это всегда бывает, дорога упёрлась в стену леса. Вот она, граница областей! Влево вниз уходила дорожка, по которой кто-то недавно проехал на «Кировце»…
Выезжать решили немедленно, через Петрозаводск. Проезжая мимо, кинули последний взгляд на Пай-Онежскую УЖД, в этот раз так и не открывшую нам свои тайны.

Ночевали на одном из многочисленных озёр, а утром решили проехать через городок Ладву на реке Ивенке, расположенный в стороне от станции Ладва Ветка. Когда дорога пошла вдоль Ивенки, мы пожалели, что вчера не доехали до неё. Сам городок Ладва, расположившийся вдоль речки, оказался очень приятным. Старинные деревянные домики соперничали друг с другом в солидности и ветхости. Всё меньше в России таких мест, напоминающих о древней истории края.

Неторопливо попетляв по Петрозаводску, остановились в центре, чтобы купить сувениров. После лесов и деревень, озёр и рек этот город нам показался центром цивилизации со всеми атрибутами – супермаркетами, троллейбусами, покрашенными бордюрами и автомобильными пробками. Мы не стали задерживаться в городе, лишь проверили бывшую УЖД кирпичного завода в пригороде Петрозаводска (давно уже нет ни этой дороги, ни самого завода) и выехали на трассу Петрозаводск – Ленинград.

Выбрались на дорогу к Бокситогорску. Немного поплутали в городе, пытаясь найти дорогу на Неболчи. Жаль, не удалось увидеть экзотические тепловозы ТЭ114… Избрав наконец нужное направление, пересекли бывшую трассу Бокситогорской УЖД – всё давно уже разобрано.

Ближе к границам областей опять пошла грейдерная дорога, а от Неболчи до Боровичей уже лежал асфальт. По пути мы решили заехать в Ваган. Там когда-то была лесовозная дорога, и И. Семёнов помнил её ещё действующей. Однако и здесь всё уже было разобрано и сдано в металлолом. Только почерневшее деревянное локомотивное депо без ворот ещё боролось за жизнь без посторонней помощи да площадка маленькой станции с линией главного хода ещё не успели зарасти мелколесьем. Это и было нашей последней познавательной остановкой на пути к Москве.

В 20.00 первой августовской субботы мы с И. Некрасовым выгружались из бравого «УАЗа» возле ст. м. Речной Вокзал. Завтра воскресенье и… День железнодорожника! Новый день – новые впечатления!