Горнолыжный курорт как бизнес. Строительство горнолыжного курорта Лисья Гора в подмосковной Балашихе Делегация желает этому замечательному самостоятельному корорту успехов

Популярность горнолыжного спорта в России обеспечивает постоянный интерес со стороны предпринимателей и инвесторов к реализации проектов, связанных со строительством горнолыжных комплексов . В нашей стране, имеющей уникальные климатические условия и обеспеченной разнообразными ландшафтами, можно реализовать самые смелые проекты в сфере горнолыжного бизнеса. Уже сейчас на территории России действуют более 300 горнолыжных курортов и оборудованных горнолыжных баз, при этом, достаточно много объектов было спроектировано и построено именно при поддержке «Ski Build Expo» и партнеров.

Несмотря на весьма значительное количество горнолыжных комплексов в России, далеко не все они удовлетворяют требованиям даже не очень взыскательного любителя горных лыж. Как правило, нарекания вызывают отсутствие должной инфраструктуры и несоответствие уровня сервиса предлагаемым тарифам. Во многом серьезные проблемы и недочеты являются следствием ошибок при проектировании и строительстве горнолыжных комплексов.

Именно на стадии проектирования горнолыжного комплекса, на этапах подготовки мастер-плана, составлении технико-экономического обоснования проекта и разработке бизнес-плана можно избежать проблем, возникающих уже после окончания строительства горнолыжного комплекса, связанных с неправильным выбором места постройки горнолыжного курорта, непродуманной застройкой территории, некачественным проектированием горнолыжных трасс и остальной инфраструктуры курорта.

От успешной разработки технико-экономического обоснования проекта зависит, насколько впоследствии горнолыжный комплекс будет обеспечен оборудованием, спецтехникой, кадрами, будет ли соответствовать, используемое на горнолыжном курорте оборудование, не только начальным потребностям, но и перспективам расширения деятельности, сезонности бизнеса. Удачно подобранные канатная дорога, снегоуплотнительная техника, система искусственного оснежения, система безопасности и освещения трасс, КПС* значительно облегчает эксплуатацию и управление горнолыжным курортом.

Для принятия взвешенного решения о начале реализации проекта по строительству горнолыжного комплекса инвесторам требуются планы по развитию горнолыжного курорта, по ожидаемым расходам и непредвиденным затратам, а также информация о доходах и финансовых потоках - это также один из этапов проектирования горного курорта.

Снизить расходы и повысить эффективность горнолыжного бизнеса предпринимателям поможет поддержка «Ski Build Expo» и партнеров. Всем заинтересованным в проектировании и строительстве горнолыжных комплексов рекомендуем изучить следующие предложения и информацию:

→ Строительство горнолыжного курорта Лисья Гора в подмосковной Балашихе.

В один из дней московской выставки «18 лыжный салон» генеральный директор горнолыжного комплекса Лисья гора в рамках программы ski bild EXPO предложил компании linguaXtrem посетить его курорт.

В составе делегации присутствовали:

  • директор pisteandpowder - программы нестандартного горнолыжного отдыха Альфред Хартманн из Германии;
  • Директор linguaXtrem - бюро мультиязычной поддержки в области горнолыжной индустрии и экстремальных видов спорта Мария Данилова
  • Обладатель награды "Большой блоггер портала о горных лыжах и сноуборде, горнолыжных курортах и путешествиях SKI.RU" Максим Данилов .

Поскольку "Лисья гора " - это курорт под открытым небом - снега на склонах еще нет, и можно воочию увидеть объемы работ, идущих полным ходом на склонах.

Итак. Общая информация о курорте:

Официальный сайт курорта http://www.foxrock.su

Полноценных Склонов для горнолыжного катания четыре.

Их длины, без выкатов:

  • Первый склон 285 метров
  • Второй склон 315 метров
  • Третий склон 320 метров
  • Четвертый 315 метров.
Указанные данные длин склонов более точны и они отличаются от опубликованных на официальном сайте курорта.

Максимальный перепад высот катания к октябрю 2011г. составляет 65м. (гора была досыпана в высоту относительно прошлого сезона).

Ввиду огромной переработки структуры трасс курорта (об этом ниже), наконец-то склон с ватрушками отделили от склонов катания и учебного склона. Это логично, так же сделано и в Туутари-парке в Питере.

Мощности оснежения увеличены в два раза в отличие от 2010 года, что позволяет засыпаться снегом быстрее, плотнее и ровнее. Сейчас на курорте 7 мощных снеговых пушек lenko и technoalpin.

Высота снежного покрова, начиная с 15 декабря, удерживается на уровне 70см, большая часть пласта снега - всегда искуственная.
Подьемники - 5 бугельных и один детский канатный подъемник.

Сильная головная боль катающихся и источники многих нареканий - бугельные подъемники славянского производителя tatrapoma прошли ПОЛНЫЙ капитальный ремонт подвижного состава и заменена электрическая часть систем управления подъемниками.

Все склоны оборудовали камерами слежения, позволяющими отслеживать нарушителей катания, неадекватных посетителей и халявщиков без пропусков, решивших, что им можно ходить по склонам.

Трассы каждый сезон обрабатываются ежедневно. В качестве устройств снего-подготовки на курорте стоят 2 ратрака, однако для обработки такой площади катания они практически не останавливаются с момента закрытия склонов для посетителей в 12 ночи и до момента открытия склонов на следующий день. В итоге с утра каждый может проехать по свежему «вельвету»!

На склоне обновили мачты освещения, они стали выше и увеличена сила и количество осветительных прожекторов.

Важное дополнение - павильон для отдыха и проката наконец-то получил потолок и теперь в основном крытом помещении будет теплее, чем раньше.
Единственное "но" - ресторанная часть курорта слабовата, апре-ски-тент в качестве основного ресторана точно не соответствует статусу и размаху курорта.

Прокат значительно пополнен относительно прошлого сезона комплектами лыж и сноубордов, появились сноуборд комплекты для совсем маленьких сноубордистов. Общая пропускная способность пункта проката увеличилась в полтора раза.

Время работы курорта и кафе с 12 до 24ч и с 10 до 23ч. в субботу и в воскресенье.


Встреча делегации

Всю делегацию принимал сам ген. директор Алексей и доброжелательные открытые ребята из руководства комплекса.

Представитель pisteandpowder из Баварии был поражен воссоздаваемыми объемами катания на небольшой площадке с изначальным перепадом высот менее 42 метров и длиной склонов в 130 метров.

Уже сейчас можно видеть рисунок склонов, по формируемому землей рисунку трасс для катания.

Сейчас на курорте идет глобальное строительство новых трасс - это заметят все, кто приедет на курорт этой зимой. Гора заполучила шикарный крутой широкий северный склон, жаль его смогут ввести в эксплуатацию только через год. В этом году у подножия этого склона будет площадка под "ватрушки".

Увеличилась длина и уклоны всех существующих трасс.
Гора досыпается еще на ТРЕТЬ и в 2012 году станет высотой 90м. Это максимально возможная высота для горы, создаваемой "насыпным" методом без увеличения площади основания!

Объем выполняемых работ - ежедневно до 100 самосвалов с начала Июня без выходных подвозят засыпку и крепеж для грунта.

Всем участникам делегации сложно поверить в такой "терраформинг" планетарного масштаба.

Все, кто там уже был - раньше верхние опоры подъемников стояли на вершине.... а теперь они буквально в яме, относительно новой вершины горы.

По пропускной мощности всех подъемников, tatrapoma являются самыми быстрыми бугельными лифтами, курорт может за час пропускать до 3х тысяч человек. Это много для такой небольшой площади курорта и отсутствие других курортных мощностей ограничивает количество возможных посетителей.
Ограничивающими параметрами являются:

  • небольшая парковка,
  • маленький пункт проката,
  • наличие всего 10-ти инструкторов из Лиги Инструкторов. Этого мало для курорта рядом с Москвой.

Самой существенной проблемой курорта является сложность с транспортом из Москвы в конце рабочего дня. И Носовихинское и Горьковкое Шоссе в районе 6 вечера представляют постоянную пробку, и, потому, покататься вечерком после работы на лыжах сложно.

Можно добираться на электричке до Балашихи, но они редко ходят. Такси стоит не дорого, 300-400р до м. Новогиреево, но и ему присуще стояние в пробках.

Сам курорт даже без снега - очень впечатляет. Особенно при сравнении с другими курортами рядом с Москвой, куда была возможность выбраться за время 18 лыжного салона.

На лисьей горе, действительно есть, где покататься, здорово смотреть на Москву снаружи, с высоты. Для уставших духом путников рядом Усадьба Пехра-Яковлевское со старинной действующей церковью. А для археологов "стоянка Кривичей" - федеральный памятник 11 века!

Руководство поделилось планами курорта на ближайшее будущее:

  • Открытие следующего сезона ориентировочно будет 8-12 декабря.
  • Цены на ски пассы следующего сезона пока не определены, но катание будет стоить либо как в 2010-2011 сезоне, либо чуть дороже. И оно понятно, строительство невероятных масштабов надо как-то окупать.
  • В планах приобретение дополнительных ратраков для подготовки трасс.
  • После усадки почвы в 2012-2013г. на новой высоте будет установлен Кресельный подъемник с перегибом в сторону реки, а склон с 4 и 5 трассой увеличится еще на 100 метров в длину и тогда «Лисья гора» сможет серьезно конкурировать с трассами удаленных курортов Дмитровского шоссе.
  • Кроме этого, на учебную площадку запланировано установить ленточный подъемник, позволяющий здорово улучшить ситуацию для начинающих.
  • Завершающим глобальным аккордом прозвучит огромная парковка и Строение отеля-расторана.

В качестве рекомендации к последней идее, разработчикам можно предложить ознакомиться с решениями ресторанных комплексов в Австрии, когда есть большая площадь комплекса быстрого питания и на другом этаже отдельно ресторан. Это позволит отделить толпы страждуших фастфуда от гурманов.

Делегация желает этому замечательному самостоятельному корорту успехов.

Было интересно узнать, что история существования курорта насчитывает уже 10 лет и связана с Австрией своим первым названием "Тирольская деревня", жаль, что Курорт переименовали и развивать начали только в последние 3 года. Конечно объем строительства на этом курорте не соизмерим с мероприятиями проводимыми на курортах с естественными перепадами высот, но для искуственно созданых возвышенностей - это действительно глобальные изменения.

Представители делегации единогласно поддерживают инициативу дирекции курорта удалять любыми силами желающих погулять по «Лисьей горе» без покупки подъемов. и это понятно: в курорт вкладываются огромные силы. В каждую искуственную снежинку вложено желание сделать курорт лучше.

Все участники делегации благодарят организаторов Лыжного Салона, Анастасию Парафило, за предоставленную возможность посмотреть еще несколько горнолыжных комплексов Подмосковья - Кант и Снежком.

Направленного на развитие республик Северного Кавказа. В истории его создания нашли отражение основные принципы организации строительства и функционирования новейших туристических объектов: планирование на всех этапах и использование только новейших технологий, в том числе и в области инженерной защиты.

Введение

Природные условия

По своим климатическим характеристикам Архыз превосходит большинство зарубежных и отечественных горных курортов: здесь не бывает изнуряющей жары и жгучих морозов - среднегодовая температура равна +5° С, средняя температура июля - +15 ° С, января - +5,5° С. Для сравнения: на курорте Красная Поляна среднегодовая температура воздуха вдвое выше за счет более жаркого, до + 35 °С, лета, хотя зимой нередки морозы до – 10° С. Зима в долинах Архыза длится около четырех месяцев, начинаясь, как на большинстве знаменитых альпийских курортов, во второй половине ноября и заканчиваясь в марте. Осень и весна - короткие, красочные, большей частью сухие, с небольшими периодами дождей в начале мая и ноября. Лето же продолжительное и очень солнечное.

Архыз - горный район Карачаево-Черкесской Республики общей площадью около 40 тыс. га, относится к северным склонам Главного Кавказского хребта. Долина Архыз расположена на высоте между 1440 м и 3790 м над уровнем моря. Высшие точки - горы Пшиш и София. На территории долины находится 60 ледников, более 70 горных озер и 12 водопадов. Главной водной артерией является река Большой Зеленчук протяженностью около 170 км.

Благодаря этим климатическим особенностям, а также значительной протяженности светового дня (с 6 утра до 19 вечера) и уникальной природе Архыз был признан инвестиционно привлекательной площадкой для создания курорта международного класса для комфортного семейного отдыха. Позиционирование будущего курорта как семейного, то есть предназначенного для горнолыжников любого уровня профессионализма и для обучения новичков, стало определяющим при выборе будущей строительной площадки: это широкие, с мягкими склонами и плавными перепадами высот долины горных рек Архыз и Пхия (Зеленчукский район). Заметим, что курортов для начинающих горнолыжников в России три - это Приэльбрусье, «Солнечная долина» на Южном Урале и «Роза Хутор» в Красной Поляне.

Горнолыжный кластер

В 2010 году после создания госкорпорации «Курорты Северного Кавказа» (КСК) территория Архызского ущелья была включена в Северо-Кавказский туристический кластер, а после оценки работ, осуществлявшихся на основе принципов частно-государственного партнерства (в 2009-м началось строительство поселка Романтик), стала его пилотной площадкой. Согласно проекту, к 2025 году в регионе будет создано семь особых экономических зон и построено семь новых горнолыжных курортов мирового класса: Лагонаки (Краснодарский край и Республика Адыгея), Архыз (Карачаево-Черкесия), Эльбрус-Безенги (Кабардино-Балкария), Мамисон (Северная Осетия, Алания), Матлас (Дагестан), Цори и Армхи (Ингушетия), а также пляжные курорты на побережье Каспийского моря (Дагестан).

Кавказ и сейчас является популярным туристическим направлением - склоны Эльбруса и Домбая пользуются заслуженной любовью на протяжении десятилетий. Однако новый проект радикально изменит масштаб и качество отдыха на горнолыжных курортах России: любители горных лыж, число которых оценивается в 5–10 миллионов человек в год, смогут выбирать место отдыха из тысяч километров отлично оборудованных трасс с 250 подъемниками и пользоваться услугами гостиничного кластера на 167 тысяч мест. Для сравнения: ежегодно более 400 горнолыжных курортов, расположенных по французских Альпах (6 тыс. км оборудованных склонов и свыше 4 тысяч фуникулеров и подъемников), принимают порядка 15 миллионов человек, из них около 50 тысяч - россияне.

Первый этап создания курорта Архыз потребовал решения значительного числа проблем, связанных с неосвоенностью территории. В 2008 году группа «Синара», инвестор и оператор проекта, подписала с правительством Карачаево-Черкесской Республики соглашение о распределении инвестиций, согласно которому правительство взяло на себя обязательства по строительству подводящей магистральной инфраструктуры - прокладке дорог, подведению электро-, газо- и водоснабжения, строительству очистных сооружений. Группа «Синара» в рамках проекта вела строительство собственно рекреационной инфраструктуры. Тендер на разработку генплана по комплексному развитию горнолыжного комплекса с обслуживающей системой выиграл французский консорциум Gorimpex Sarl, Dianeige, BDO MG Hоtels & Tourisme (им же принадлежит реализованный проект курорта Красная Поляна под Сочи).


Чтобы увеличить, кликните на изображении

Проект курорта

В соответствии с генпланом современный всесезонный туристско-рекреационный центр (ВТРЦ), позволяющий сочетать зимние и летние виды туризма с комфортабельным отдыхом, будет включать четыре туристических поселка на 30 тысяч мест размещения. Три поселка расположатся в долине реки Архыз - это уже функционирующий «Романтик, «Лунная Долина» и Дукка; еще один поселок - Пхия - появится в долине одноименной реки.

Туристические деревни планируется связать между собой единой системой горнолыжных склонов и канатных дорог, что позволит отдыхающим свободно перемещаться между поселениями и спортивными тематическими пространствами - трассами, катками, трамплинами, лыжным стадионом, зонами для сноуборда, фристайла и фрирайда, трассами для рафтинга. В основе проектирования деревень заложен принцип ski in - ski out («катание от дверей»), обеспечивающий максимально комфортный активный отдых: на лыжах можно будет подъехать к большинству объектов туристической инфраструктуры.

На курорте предполагается создать 264 горнолыжные трассы различной сложности с 69 подъемниками и общей пропускной способностью 140 тысяч человек в час

Общая протяженность проектируемых трасс курорта Архыз составит около 1100 км, что более чем в два раза превосходит длину трасс французских «Трех долин» (знаменитых горнолыжных курортов Куршавель, Вальтаранс и Мерибель). Предполагается, что после выхода курорта на проектную мощность туристический поток на Архыз превысит 500 тысяч человек в год - это примерно вдвое больше, чем число гостей, посетивших в нынешнем олимпийском году курорты Красной Поляны.

Первая очередь ВТРЦ «Архыз», поселок «Романтик», принимает отдыхающих с 2013 года. Курорт разместился на участке площадью 20 га в долине между горными хребтами Абишира-Ахуба и Габулу, на левом берегу реки Архыз. Проект курортного поселка разрабатывался с природоохранных позиций, и это позволило максимально сберечь естественные ландшафты и уникальную природу ущелья при создании инфраструктуры и строительстве выдержанного в едином стиле комплекса зданий - административного центра, ресторана и гостиниц (отели «Романтик-1» 4* и «Романтик-2» 3*, общий жилой фонд - 105 номеров).

На курорте созданы четыре горнолыжные трассы общей протяженностью 7,3 км с необходимой технической и сервисной базой: две простейшего уровня сложности («зеленые»), одна простая («синяя») и одна трасса среднего уровня сложности («красная»), получившая в 2013 году сертификат международной Федерации лыжного спорта (FIS), что позволяет проводить на ней международные соревнования по горнолыжному спорту.

Зимой 2013/14 «Архыз-1650» посетили 35 тысяч туристов, было реализовано 98 тысяч абонементов на подъемник - ски-пассов. Для сравнения: самый большой отечественный горнолыжный курорт «Роза Хутор» с девятью подъемниками и 72 км трасс олимпийской зимой 2013/14 принял более 100 тысяч гостей, а годом ранее - 73 тысячи.

После завершения зимнего сезона 2013/14 на территории курорта «Архыз» начала действовать программа летнего отдыха - Архыз Park. В дополнение к гостиницам был открыт оборудованный для комфортного проживания палаточный городок на 200 мест, были организовано катание на лошадях и джипах, пешие прогулки в сопровождении опытных гидов, автобусные экскурсии к местным природным и культурным достопримечательностям - древним аланским храмам. Для туристов был создан горный веревочный парк, несколько бассейнов под открытым небом, летний кинотеатр, а также пейнтбольный и волейбольный клубы. В экскурсионном режиме действовали обе канатные дороги, доставлявшие туристов на панорамную смотровую площадка на высоте 2200 метров. Всего за летний сезон курорт принял более 40 тысяч гостей.

Инфраструктура первой очереди всесезонного рекреационного центра «Архыз» ежегодно расширяется: нынешней зимой появятся трассы для тюбинга, заработает новая кресельная канатная дорога; летом началось строительство трасс и подъемников на северном, более снежном склоне долины, что позволит увеличить зону катания до 14,5 км. А в ближайшем будущем к перечисленным выше объектам добавятся еще шесть гостиниц, СПА-центр, ресторанный комплекс.

Природные риски и инженерные решения

Территория Карачаево-Черкесии подвержена воздействию широкого спектра опасных природных явлений, имеющих циклический характер: это подтопления паводкового и ливневого характера, сели и оползни, .

Район курорта «Архыз» не является исключением – в верховьях реки Архыз ежегодно прогнозируется сход селей, весной часто бывают мощные паводки, а для южного склона хребта Абишира-Ахуба и склонов долин всех притоков реки Птыш, где планируется постройка новых туристических поселков курорта «Архыз», характерна высокая лавинная активность

Другую проблему представляют собой сложные, насыщенные водой глинистые грунты долины реки Архыз. Подобные грунты подвижны, к тому же они сильно и неравномерно меняют свои объемы при замерзании/оттаивании, что может привести к неравномерной осадке фундаментов зданий и сооружений и их разрушению.

Описанные риски, а также необходимость минимизировать антропогенное воздействие на природные ландшафты, потребовали применения широкого спектра решений инженерной защиты. На этапе строительства подводящей магистральной инфраструктуры применялись как традиционные технологии - укрепление песчано-гравийной смесью слабых грунтов при прокладке ведущей в курорт дороги Архыз-Дукка и использование для ее покрытия особо прочных марок асфальта, а также возведение 2-километровой защитной дамбы при прокладке газопровода Зеленчук-Архыз-Дукка, - так и более современные инженерные решения.

В частности, интересное инженерное решение было применено при прокладке высоковольтной линии электропередач Зеленчукская-Лунная Поляна в районе станицы Нижняя Ермоловка: провода были смонтированы на растяжках, закрепленных на разных сторонах ущелья.

В результате был сохранен заповедный лес, а врезающиеся на глубину полтора метра тросы надежно укрепили склоны

Специфика горнолыжного курорта также обусловила особое внимание к некоторым видам рисков.

Во-первых, это риски, возникающие во время использования подъемников. Для обеспечения безопасности для компенсации подвижности водонасыщенных грунтов были использованы свайные фундаменты для всех опор и сооружений. А для установки нижней станции канатной дороги гондольного типа специалистами группы «Горимпекс» была разработана новая технология, позволившая в течение светового дня подготовить свайный бетонный фундамент сооружения и водрузить на него полностью собранную 70-тонную конструкцию. Заливка бетоном фундамента верхней станции из-за сложностей с прокладкой дорог по вышеназванным грунтам была осуществлена с вертолета.

Во-вторых, это риски, возникающие во время катания. Безопасность зависит, в частности, от высоты снежного покрова, которая должна составлять не менее 1,5 метров. Однако из-за потепления климата высота снежного покрова в долине Архыза гораздо меньше - 5–26 см. Поэтому в прошлом сезоне в рамках тестовой эксплуатации были использованы четыре мобильные системы искусственного снегообразования, которые обеспечивали необходимым количеством снега «синюю» трассу и подножие склона у подъемника. А нынешним летом начался монтаж 93 стационарных снегогенерирующих конструкций фирмы Demaclenko. Их работа позволит начать эксплуатацию склонов даже при относительно высоких дневных температурах и продлит зимний сезон 2014/15 по крайней мере на месяц.

На нынешнем этапе развития курорта большое значение придается . По словам Ю. Б. Старкова, генерального директора ООО «Архыз-1650», устойчивый снежный покров в поселке Архыз (1500 м) формируется к середине декабря и сходит к середине марта. На горных склонах курорта этот период растягивается с октября по май, в зависимости от экспозиции и высотных отметок. Средняя высота снежного покрова в течение зимнего сезона увеличивается с подъемом: от 70–80 см для 1500–2000 м и до 200 см для высот 2500–3000 метров. Хотя эти данные сильно варьируются в зависимости от типа зим по снежности, наибольшей лавинной опасности подвержена территория комплекса, расположенная выше отметок 2200 м.

Так как к настоящему времени строительство канатных дорог курорта достигло данной высоты, созданию карт природных рисков территории комплекса уделено особое внимание. Эту работу выполняют опытные европейские эксперты, участники проектов противолавинной защиты горнолыжных курортов в олимпийском Сочи. На основе их заключений и будут определены основные направления защиты осваиваемых территорий. На настоящий момент для защиты систем искусственного оснежения и освещения трасс на южном склоне хребта Абишира-Ахуба выполняется установка снегоудерживающих сооружений на высотных отметках 2250–2490 м над уровнем моря.

Перспективы

Строительство всесезонного горного курорта Архыз еще далеко от завершения, однако уже сейчас можно с уверенностью говорить о том, что его реализация проходит успешно. Полученный за время подготовки к Олимпиаде в Сочи опыт, затрагивающий все этапы создания современного горнолыжного курорта - от грамотного размещения инвестиций и проектирования до применения новейших технологий прокладки коммуникаций, возведения зданий и сооружений рекреационной инфраструктуры в условиях природных рисков, - позволяет участникам проекта «Архыз» действовать динамично и эффективно. Благодаря этому нынешний «Архыз-1650» является привлекательным местом отдыха и одновременно уникальной строительной площадкой нового типа.

Оба эти обстоятельства оказывают благотворное влияние на инвестиционный климат и рынок труда Карачаево-Черкесии - строительные и обслуживающие работы осуществляют зарегистрированные в республике подрядные организации, а на самом курорте работают исключительно местные жители. В настоящее время с целью увеличения турпотока на горнолыжный курорт рассматриваются проекты создания аэропорта в станице Зеленчукская и прокладки современной автомобильной трассы Черкесск-Адлер. Каждый из этих проектов может оказать значительное стимулирующее воздействие на экономику Карачаево-Черкесской Республики в целом. С этой точки зрения можно сказать, что первоначальная цель осуществления проекта «Всесезонный туристско-рекреационный центр «Архыз», а именно превращение дотационного региона России в самодостаточный и устойчиво развивающийся, является вполне достижимой, а выход курорта на полную мощность станет важной вехой на пути улучшения экономической ситуации как в Карачаево-Черкесии, так и на всем Северном Кавказе.

Полезные сведения:

  • Первая КД в Приэльбрусье построена в 1963 году (на Чегете)
  • Первые турбазы Приэльбрусья «Эльбрус» и «Терскол» открылись в 1930-х
  • «LeapRus» на Эльбрусе - самый высокогорный отель в мире (3912 м)
Зарождение горнолыжного курорта Приэльбрусья

Строительство и облагороженность курорта началось в 60-е годы, предшествовало данному толчку множество факторов, в числе которых массовая любовь к спорту, развитие горнолыжного спорта в СССР, природные ресурсы Приэльбрусья.

Именно здесь, на склонах Кавказских гор, в Кабардино Балкарской Республике было решено возвести первую в СССР канатную дорогу.

Строительство КД «»Чегет»

Для строительства Чегетской канатки были задействованы лучшие советские инженеры-проектировщики и строители.

Протяженность первой канатной дороги составляет 1600 метров. Строительство 1-ой очереди канатки включало в себя несколько этапов. Изначально были установлены 18 мачт-опор, которые расположены на определенном расстоянии относительно друг друга, с учетом специфики гористой местности и погодных условий. Между опорами натянут трос на котором закреплены сиденья.

Нижняя станция подвесной дороги Чегет находится на отметке 2100 метров над уровнем моря, верхняя - 2750 метров.

В 1963 году, 19 февраля, на поляне Чегет состоялось открытие 1-го канатного комплекса "Чегет", что послужило стартом развития Приэльбрусья как горнолыжного курорта.

Началось строительство 2-ой очереди канатной дороги на Чегете, с 1966 года уже функционировали обе очереди КД. Теперь можно было подняться на высоту 3 000 метров над уровнем моря. Обе очереди канатной дороги однокресельные.

Парнокресельная канатная дорога "Чегет 1" (уровень 2100-2750м) начала действовать с 1969г.

Строительство КД «Эльбрус»

Параллельно со строительством и установкой парно кресельной канатной дороги на горе Чегет идет строительство КД на поляне Азау (Эльбрус). Здесь была построена Маятниковая канатка, т.е. вместо открытых сидений на натянутых канатах был закреплен фуникулер, вместимостью до 20 человек единовременно.

В 1969 г. запустили 1-ую маятниковую КД "Эльбрус1": станция Азау - станция "Кругозор" (уровень 2350-3000м).

В 1976 г. запустили в действие вторую очередь маятниковой канатной дороги "Эльбрус 2": станция "Кругозор" - станция "Мир" (уровень 3000-3500м).

Строительство ГД «Poma» (Эльбрус)

Отрасль в сфере оборудования горнолыжных курортов не стоит на месте, так же развивается на ровне с другими сферами. Из новых технологий стали появляться уже гондольные подъемники, которые имеют современный вид и функционал, которые обеспечивают большую пропускную способность. Гондолы очень удобны для туристов с оборудованием, т.к. оно крепиться снаружи кабины и не обязательно доски и лыжи заносить внутрь.

В 2006 году, 17 декабря, на поляне Азау состоялось долгожданное открытие первой очереди Гондольной Канатной Дороги (ГКД) - от "Азау" до "Кругозор".

Производители гондол французская компания "РОМА", которые обеспечивают высококлассным оборудованием многие горнолыжные курорты.

В 2009 году начала действовать вторая очередь - "Кругозор" - "Мир".

На данный момент в Приэльбрусье на "Азау- Эльбрус" действуют 2 канатные дороги: Маятниковая "Эльбрус" и Гондольная "РОМА".

Строительство баз отдыха

По мимо возведения комплексов канатных дорог, на курорте Приэльбрусье велось строительство крупных туристических баз и пансионатов.

Первым на курорте свои двери открыл пансионат "Иткол" - 1965 год, вторым пансионат "Чегет" - 1974 год. Ежегодно строились и открывались новые тур базы и объекты размещения в Приэльбрусье.

Основные крупные пансионаты были построены в 60е/70е гг. Позже начался период постройки небольших частных гостиничных комплексов 3-х/4-х этажных. Основная масса гостиничных комплексов была построена в 2000-2003 гг. По состоянию на 2003г. на курорте Приэльбрусье было зарегистрировано чуть больше 30 объектов размещения, включая туристические базы, пансионаты, гостиничные комплексы.

На сегодняшний день администрация курорта стремиться к усовершенствованию всех сфер обслуживания клиентов и поддерживает высокий уровень качества услуг и гостеприимства.

После зимней Олимпиады в Сочи паломничество горнолыжников и сноубордистов на склоны Красной Поляны не прекращается. Это неудивительно - приобщиться к спортивной истории хочется каждому. Тем более что добраться до Сочи легко и недорого. Но горнолыжные споты России Красной Поляной не ограничиваются. На все курорты, о которых мы расскажем, можно приехать, не умея кататься: оборудование в прокат и возможность взять уроки катания у первоклассных инструкторов есть на каждом.

Горнолыжный клуб Леонида Тягачёва, Московская область


Горнолыжный клуб расположен на севере Московской области в окрестностях Дмитрова, а это всего 70 километров от Москвы. Поэтому спортивный отдых можно разнообразить культурными прогулками по древнему Дмитрову и Первопрестольной.

Помимо девяти горнолыжных склонов разной длины, с разным перепадом высот и всех видов сложности — от зеленой до черной — на территории клуба есть трассы для тюбинга, ватрушек, беговых лыж и каток. Местная черная трасса вряд ли сравнится с трассой той же категории в горах, но в качестве подготовки к более крутым спускам вполне подойдет. Склоны открыты до середины ночи и прекрасно освещаются. А после катания далеко ехать не надо — на территории клуба есть гостиница, жилые коттеджи и кафе. Собираясь в поездку, не поленитесь изучить календарь выставок в местных музеях — найдется масса вариантов порадовать своего внутреннего ценителя прекрасного. И пока вы прикидываете, какой отдых принесет радость, мы позаботились о вашем комфорте и подобрали несколько комплектов для катания.

Горные лыжи


Сноуборд


Горнолыжный курорт «Приэльбрусье», Кабардино-Балкария


Ослепляющие вершины Эльбруса, крутые склоны для лыжников и сноубордистов от уровня «новичок» до профи — то, чем славится горнолыжный курорт «Приэльбрусье» с двумя зонами катания — Эльбрусом-Азау и Чегетом.

Эльбрус-Азау — это семь трасс разной степени сложности . Но чаще эту зону выбирают новички и те, у кого за плечами всего пара сезонов. Чегет же подходит лишь самым продвинутым — здесь одни из самых сложных трасс не только в России, но и во всей Европе. О том, что вы все же на горнолыжном курорте, а не в диких горах, напоминают только канатные дороги. Но именно гладь нетронутых снегов и сосновые леса привлекают сюда любителей фрирайда и бэккантри.

На территории «Приэльбрусья» и рядом огромное количество гостиниц, в каждой из которых есть кафе или ресторан, — голодными не останетесь. Думайте, какая зона катания для вас, потому что про экипировку мы уже подумали.

Горные лыжи


Сноуборд


Горнолыжный курорт «Цей», Северная Осетия


Республика с богатой культурой невероятно гостеприимна и славится не только потрясающе вкусными пирогами, но и горнолыжными курортами. «Цей» — один из них.

Катание на семи горнолыжных трассах разной степени сложности (черных, красных и синих) можно разбавить восхождением на Казбек, катанием на коньках и ватрушках. На территории горнолыжного курорта есть несколько гостиниц различного ценового диапазона, а всего в ста километрах находится Владикавказ, поэтому горнолыжный отдых легко разбавить городскими прогулками.

Сноуборд в этой поездке можно оставить дома (с прокатами проблем нет), а для спортивной одежды место в багаже найти придется.

Горные лыжи


Сноуборд


Горнолыжный курорт «Гора Соболиная», Иркутская область


Курорт «Гора Соболиная» рядом с городом Байкальск предлагает горнолыжникам двенадцать трасс всех категорий — от зеленой до черной, и со многих из них открывается превосходный вид на город. Помимо горнолыжных склонов, на курорте круглогодично работает веревочный парк, — один из самых крупных в Восточной Сибири. Не поленитесь совместить поездку с посещением Иркутска и Улан-Удэ — до каждого из них всего несколько часов езды на автомобиле или поезде. Гостиницы есть как на территории курорта, так и в городе. Осталось утеплиться.

Горные лыжи


Сноуборд


Горнолыжный курорт «Горный воздух», Сахалин


Отправляясь на Сахалин и планируя горнолыжный отдых здесь, помните, что склоны периодически закрываются из-за погодных условий. Да и авиасообщение с островом тоже может в любой момент оборваться. Но впечатления, которые подарит Сахалин, однозначно стоят того, чтобы все-таки добраться до острова.

Четырнадцать трасс красной, зеленой и черной категорий подойдут и новичкам, и немало повидавшим райдерам и лыжникам. В отличие от всех предыдущих курортов здесь плохо с развлечениями, поэтому «Горный воздух» для тех, кому в первую очередь важно само катание. Бонусом — несколько кафе на территории курорта. Хотя какие еще бонусы нужны тем, кто забрался так далеко, как не снег и склоны? А этого тут предостаточно.

Горные лыжи


Сноуборд